Результативная ИПСО, или неслучайный украинский маршрут освобождения политзаключенных

Не ограничившись первой резонансной пресс-конференцией с участием ряда освобожденных политзаключенных, в Киеве решили пойти дальше, организовав интервью Виктора Бабарико украинскому блогеру Владимиру Золкину. И эта медийная активность с участием известных беларусских политиков наводит на мысль о том, что их высылка в Украину была вовсе не случайной.

Украинский маршрут

13 декабря 114 из 123 «помилованных» Александром Лукашенко политзаключенных были вывезены из Беларуси в Украину. Президент Владимир Зеленский, комментируя участие своей страны в процессе их освобождения, заявил, что Лукашенко отказался передавать политзаключенных в страны Европейского союза и поэтому обратился к Украине. Светлана Тихановская говорила, что маршрут высылки этой группы из Беларуси был изменен в последний момент по требованию официального Минска.

И все же эта версия вызывает некоторые сомнения. Не так-то просто в последний момент договориться с воюющей страной о прибытии столь большой группы освобожденных политзаключенных. Этот процесс требует времени. Поэтому логично предположить, что украинский маршрут все же был согласован с властями Украины заранее. Примечательно, что Зеленский как раз таки ничего не сказал об изменившихся в «последний момент» планах. Что касается Офиса Тихановской, логично допустить, что там действительно могли быть не в курсе переговоров Минска и Киева. К чему это афишировать?

Так что с большой долей вероятности маршрут для группы, в состав которой входили Виктор Бабарико и Мария Колесникова, готовился заранее. А «помилование» Лукашенко 31-го гражданина Украины в конце ноября этого года вполне могло быть своеобразной «предоплатой» Киеву за согласие впоследствии принять беларусских политзаключенных.

Несколько странно выглядит и якобы нежелание Лукашенко передать политзаключенных в страны ЕС. Ведь было очевидно, что надолго в Украине они не останутся. И вскоре переберутся в Литву, Польшу, Германию, в другие государства. Зачем откладывать неизбежное, задействовав украинский маршрут?

Ответ на этот вопрос может быть таким: Украина была выбрана совсем не случайно. Так беларусский режим решил подставить под украинский молот как минимум некоторых из них. А именно — Бабарико и Колесникову, которые для многих как в Беларуси, так и за ее пределами, были и остаются одними из лидеров протестов 2020 года.

Чей Крым?

Не надо быть пророком, чтобы предсказать — первые же вопросы, заданные в Украине «помилованным» политзаключенным, будут об идущей войне. А принадлежность Крыма окажется лакмусовой бумажкой. Исходя из полученных ответов, украинское общество будет формировать отношение к беларусским демократическим политикам.

План сработал — еще на первой пресс-конференции для представителей украинских медиа Бабарико и Колесникова сделали ряд сомнительных заявлений, что вызвало волну возмущения, и не только в Украине.

Но на этом украинцы не остановились, организовав интервью Виктора Бабарико с Владимиром Золкиным — большим специалистом по информационно-психологическим спецоперациям, известным интервью с пленными российскими военнослужащими и телефонными звонками их родственникам. Так беларусский экс-политзаключенный оказался в одной корзине с военнопленными россиянами. Что само по себе показательно.

Отвечая на жесткие вопросы интервьюера, Бабарико использовал несуразные формулировки о том, что Крым существовал и до появления СССР, о том, что «комментировать взаимоотношения соседей очень сложно». И вообще он не готов «комментировать это в публичном пространстве». Сказано и не сказано оказалось чрезмерно много. И русский язык притеснять не стоит, и Россия не нападет на Беларусь.

Похоже, отказаться от этого интервью у Бабарико не было возможности. Как, возможно, и от участия в первой пресс-конференции. На такой вывод наталкивают комментарии соратника экс-политзаключенного Ивана Кравцова, который в ТГ писал сообщения следующего содержания: «Очень настойчивые там рекомендации и предложения поступают…» и «Мы обсуждали, конечно, как действовать, но там предложения, от которых нельзя отказаться».

Судя по некоторым ремаркам, Бабарико и сам пытался дать понять, что у него есть некие ограничения. Это и фраза о неготовности «комментировать в публичном пространстве». И ответ на вопрос о давлении на родственников: «Отвечать на этот вопрос напрямую сейчас неуместно». Но эти его слова никак не смогли спасти ситуацию.

Нерукопожатные демсилы

Не берусь судить о том, что на самом деле лежит в основе крайне странных заявлений Бабарико, благодарности Колесниковой Александру Лукашенко за «помилование». Возможно, речь о российскоцентричности. Или же о политическом расчете, о желании в перспективе занять нишу «хороших беларусских», которые будут тесно кооперироваться с «хорошими русскими». Впрочем, даже это можно было проделать гораздо аккуратнее.

Поэтому не стоит забывать и о том, что высылаемым в Украину Бабарико и Колесниковой могло быть поставлено условие: говорить именно так. Рычагов для давления предостаточно — одно из первых заявлений экс-политзаключенного на украинской земле касалось того, что в беларусской тюрьме до сих пор остается его сын Эдуард.

Сегодня ожидается прибытие освобожденных политзаключенных из Украины в Варшаву. Впрочем, не уверен, что после этого мы узнаем чуть больше подробностей о произошедшем.

Нет у меня и ответа на вопрос «кому и зачем нужно было содействовать этому спектаклю в Украине?». Хотя центров силы там предостаточно, и каждый из них может преследовать собственные интересы.

Но если исходить из того, что беларусский режим, отправляя освобожденных в Украину, рассчитывал на дискредитацию Бабарико, то ему удалось заполучить искомый результат.

И ведь не только Бабарико. По принципу падающего домино вместе с ним и его сподвижниками в значительной степени пострадала репутация в Украине беларусских демсил в целом. Разбираться в нюансах украинцам сегодня недосуг, поэтому с большой долей вероятности одним миром там примутся мазать всех. Раз у «главных звезд» протестов 2020 года такая позиция, то в «хороших беларусских» можно смело записывать и всех прочих. За исключением разве что тех, в ком непосредственно заинтересованы ГУР и СБУ. Это существенно ослабляет позиции беларусских демсил на украинском направлении. Боюсь, еще очень долго никто не позвонит из Киева Тихановской. Видимо, на это и рассчитывали изобретатели украинского маршрута. Для этого огород и городился.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!