Реквием по «коллективному Лукашенко»

Комментарий
Александр Лукашенко фотографируется на память с депутатами Национального собрания VII созыва. Скриншот видео ТГ-канала "Пул первого".

Закончился срок службы Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. «Парламентарии уходящего созыва продемонстрировали надежность и преданность», — заявил, подводя итоги работы парламента, Александр Лукашенко. Далее в цитате следовало слово «народу». Однако как раз оно там выглядело абсолютно неуместным.

Прощаясь с заканчивающими каденцию депутатами, Лукашенко сообщил: «Мы не заметили, как заканчивается новый срок нашего парламента». Можно было бы сказать, что подавляющее большинство беларусов тоже этого не заметили. Хотя это не совсем так – многие одобренные Палатой представителей законопроекты уже сказываются на жизни общества. Или скажутся в ближайшем будущем. Вот и на прощание депутаты приняли во втором чтении закон об ограничении видов деятельности для ИП, который осложнит работу предпринимателей, вынудив многих из них перерегистрироваться в юрлица или сворачивать бизнес.

Незаметность Палаты представителей выражается в другом — как рапортуют государственные СМИ, результатом деятельности Национального собрания седьмого созыва стало принятие 364 законов. А теперь внимание: всего 11 из них были инициированы депутатами Палаты представителей и один — Советом Республики. Остальные родились в недрах Совета министров или Администрации Лукашенко. Так что «народные избранники» лишь утверждали все, что им было предложено. Именно все, поскольку ни одного отклоненного депутатами законопроекта за историю работы этого созыва вспомнить не удалось.

Если дебаты и возникали, то вовсе не по поводу законопроектов, предложенных исполнительной властью. Можно было «щелкнуть по носу» молодого депутата Марию Василевич, выступившую с инициативой принять закон «Об ответственном обращении с животными». Первоначальная редакция проекта предполагала введение в стране обязательного чипирования собак и кошек, однако ко второму чтению «по просьбам трудящихся» это нововведение убрали. Проявили, так сказать, принципиальность. А вот что касается законопроектов, предлагаемых сверху, то тут никаких «щелчков» в виде излишних дискуссий, не говоря уже о несогласии, Национальное собрание себе не позволяло.

Ни на йоту не отклоняясь, парламентарии неуклонно следовали одним курсом с режимом. Тот вышел на тропу войны, и избранники последовали за ним. Как отмечали авторы «Беларусского трекера перемен», наблюдалась «общая милитаризация на уровне законодательной деятельности». Депутаты одобряли право сотрудников лесхозов использовать оружие. Голосовали за законопроект «О народном ополчении», подразумевающий создание новой формы вооруженного формирования, поддержали смертную казнь за госизмену. Утверждали ужесточение условий деятельности политических партий и общественных объединений, и уголовное преследование умерших. Все это – лишь малая часть принятых в прошлом году одиозных законов. Да и все остальные необходимые режиму законопроекты без задержек проходили сквозь парламент и получали необходимое одобрение.

Поэтому, заявляя о «надежности и преданности» депутатского корпуса, Лукашенко ничуть не преувеличил. Парламентарии действительно проявили все эти качества. По отношению к нему к его режиму — так точно. «Отсутствие разногласий» с Национальным собранием, «мелочной борьбы политических группировок» было оценено по достоинству. Хотя это и удивляет больше всего. В идеальном мире парламент — это как раз таки площадка для борьбы, для жарких дискуссий и выражения всего спектра мнений по разным вопросам. А не беспрекословный «одобрямс». Но до мира идеального нам еще далеко.

Но для со всем согласных депутатов парламент – не пыльная синекура. Для кого – стартовая площадка, для кого – кресло, в котором можно досидеть до пенсии. Или завести полезные связи. А то и найти средства, чтобы протолкнуть собственные проекты или помочь в этом ближнему своему. Спустя годы на поверхность всплывают истории о бизнес-интересах отдельных депутатов. Речь там, правда, идет об избраннике далекого предыдущего созыва, но кто сказал, что ситуация изменилась? Просто рассказывать об этом знающие предпочитают спустя годы. Или из-за возникших обид на систему.

А вот с точки зрения общества, без такого парламента можно было без потерь обойтись. Тем более что к выборам его депутатов народ не имеет никого отношения. В наших реалиях Нацсобрание выглядит как абсолютно лишняя прокладка между исполнительной властью и утверждающим законы правителем. С ходу не поймешь даже, баг это или фича системы. А как ширма, призванная изображать народную поддержку, дорого обходится для бюджета. А на выходе получается такой «коллективный Лукашенко», утверждающий все, что требуется Лукашенко реальному. Выражение это, кстати, придумал не я, а пропагандист Вадим Гигин. Это он, рассказывая о визите делегации демократических сил в парламент, заявил, что оппозиционерам придется в лице депутатов «столкнуться с коллективным Лукашенко». Но попал не в бровь, а в глаз. Именно так коротко и емко лучше всего обозначены функции нашего парламента.

Так что распрощаемся с уходящим составом Национального собрания без сожалений. Зачем нам многоликий дублер Лукашенко, если есть всамделишный? Правда, вскоре на свет появится обновленная версия, 8.0. Ее в Администрации уже собрали, протестировали, утвердили у главного юзера и совсем скоро выкатят широкой общественности. Версию, которая мало чем будет отличаться от предыдущей. Среди ее планируемых усовершенствований – разве что большая медийная активность и участие персонажей в кампании-2025, кои правитель требует от своих избранников. А с законами все как было, так и останется. Слоган «все подпишу!» у нас — неотъемлемое условие депутатства.

 

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: