Завершился очередной этап процедуры формирования нового состава Палаты представителей Национального собрания – регистрация кандидатов. Судя по опубликованным спискам, прошедшие через сито перерегистрации провластные партии не горят желанием активно участвовать в политической борьбе.
Как рассказал председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Карпенко, на 110 депутатских мест в Палате представителей на сегодняшний момент будут претендовать 265 кандидатов. «В целом конкурс на место в Палате представителей составляет 2,4 человека на место», — отметил он.
Совсем не густо. Появления безальтернативных округов, где в бюллетене оказалась бы всего одна фамилия, властям все же удалось не допустить. Но в большинстве своем выбор не богат. Например, в Могилевской области в двенадцати из тринадцати округов зарегистрировано всего по два кандидата. Исключение лишь Бобруйский-Первомайский № 79, где кандидатов трое. Похожая картина в Минской области — по два кандидата зарегистрированы в тринадцати из семнадцати округов. В остальных областях чуть повеселее, но редко в каком округе желающим придется выбирать более чем из трех фамилий. Причем даже в столице. Рекордсмен — Старовиленский избирательный округ № 105 в Минске, где кандидатов зарегистрировано целых шесть.
Просто для сравнения – в 2000 году на выборах в Палату представителей ЦИК зарегистрировал 562 кандидата или в среднем по пять на один избирательный округ. На выборах депутатов ПП НС в 2004 году было зарегистрировано 406 кандидатов – чуть меньше, чем по четыре на округ. А вот в кампании 2008 года количество зарегистрированных кандидатов было близким к нынешнему – всего 263 человека. И безальтернативные округа тогда тоже были – например, Пинский сельский избирательный округ № 15 или Ивацевичский № 11. Выглядит так, что с годами интерес к депутатскому мандату среди потенциальных кандидатов неуклонно снижался. Что в наших реалиях понятно и объяснимо – роль и влияние депутатов на происходящие в стране процессы и решения стремятся к нулю.
А вот от поддерживающих режим политических партий, прошедших сквозь сито устроенной им перерегистрации и допущенных к участию в кампании в отличие от ликвидированных оппозиционных, можно было ожидать большего рвения.
Например, что, стремясь показать свою активность и получить больше мест в составе нового парламента, партии будут рваться в бой и выставят по кандидату в каждом из округов. Ведь, по идее, в условиях нормального политического процесса, они должны быть заинтересованы в формировании парламентского большинства, в демонстрации поддержки своей программы общественностью. Да и просто доказать, что у партий есть поддержка, чтобы начатый режимом управляемый процесс партийного строительства не был свернут за ненадобностью на начальном этапе.
Но этого не произошло. Ладно регионы — допустим, там поддержка партий еще в зачаточном состоянии. Хотя и это не объяснение – те же Коммунистическая партия Беларуси, ЛДПБ и Республиканская партия труда и справедливости существуют не год и не два. Либеральные демократы на своем сайте хвастаются 29-летней историей и «более 50 тысячами» членов по стране. КПБ сообщает о 6000 партийцев. Неужели среди них не нашлось ста десяти достойных, чтобы выдвинуть их кандидатами?
Но даже если брать Минск, то никакой межпартийной конкуренции во многих округах не наблюдается даже близко. Вот Васнецовский избирательный округ № 93. Зарегистрированы три кандидата – двое беспартийных и одна — член Либерально-демократической партии. Где коммунисты, «трудовики» и «Белая Русь»? Почему этот округ оставлен ими без внимания?
В самом конкурентном, Старовиленском округе столицы, о котором уже вспоминали, из шести кандидатов — трое беспартийные. Еще трое — от ЛДПБ, коммунистов и «Белой Руси». Партия труда и справедливости округ проигнорировала. Да и всего в столице эта партия смогла выставить лишь двух кандидатов. И это на двадцать избирательных округов. Либеральные демократы Олега Гайдукевича тоже не сподобились «закрыть» все столичные округа. Хватило только на семнадцать. «Белая Русь» в Минске «расщедрилась» на четырнадцать кандидатов.
Причем иногда понять партийную логику совсем тяжело. Вот Партизанский избирательный округ № 110. В нем зарегистрированы три кандидата. Один из них беспартийный. Двое других — генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин и директор Минского государственного архитектурно-строительного колледжа Надежда Демьянович — оба члены «Белой Руси». В чем смысл таких внутрипартийных праймериз? Справедливости ради стоит отметить, что в графе «Способ выдвижения» указано, что Гигина выдвинули граждане путем сбора подписей, трудовой коллектив и политическая партия. А Демьянович — только граждане с подписями и трудовой коллектив. То есть партия вроде как ни при чем. Но как же партийная дисциплина? Конкуренция с однопартийцем — не лучший сценарий для избирательной гонки. Но у партии, видимо, какой-то свой, особый подход к процессу. Та же история в Шкловском округе № 90. Там всего два кандидата и оба от «Белой Руси». Или в Гомельском – Новобелицком № 36, в Волковысском №48 — там из трех кандидатов по двое от «Белой Руси». Апофеоз — Ивьевский избирательный округ № 54. Среди трех кандидатов все трое — бинго! — от «Белой Руси». Зато выдвинуть кандидатов по всем округам Гродненщины партия почему-то не удосужилась.
В регионах и того хуже. В Могилевской области на тринадцать округов ЛДПБ смогла выставить всего трех кандидатов. Столько же в активе партии труда и справедливости. В тринадцати округах Гродненской области – лишь два кандидата от «трудовиков» и семь от коммунистов. В целом по стране нет ни одного округа, в котором были бы представлены кандидаты от всех четырех зарегистрированных в стране политических партий.
Объяснений этому явлению может быть несколько. Первое — партии не заинтересованы ни в победе, ни в депутатстве для своих членов, ни в агитационном этапе кампании, который позволяет донести до широких масс свои программы и идеи. Или же все их хваленое членство – полная фикция, и активных партийцев, готовых выдвигаться, не набирается даже по сотне с хвостиком. Или же им дали отмашку на участие — они ее выполнили. Как говорится, левой ногой, не очень-то заботясь о результате. Как бы там ни было, при таких сценариях за всеми этими партиями нет ничего. Даже простого желания хоть как-то поучаствовать в политическом процессе. А для политической партии это — фиаско.
Второй — вовсе не партии распределяли потенциальных кандидатов по округам. Они просто подали списки, а совсем в других кабинетах решалось, кому и где выдвигаться. Кому мандат, а кому предначертано стать всего лишь спарринг-партнером уже де-факто назначенного будущего депутата, создав видимость альтернативы и иллюзию выбора.
Косвенно об этом свидетельствует ситуация в Дзержинском избирательном округе № 71, который до последнего рисковал остаться безальтернативным. В депутаты там идет министр труда и социальной защиты Ирина Костевич. Но перед самым «флажком» у нее появился конкурент в лице первого секретаря местного комитета БРСМ — члена партии «Белая Русь». Партию, видимо, не особо заботит, что ее представитель практически наверняка потерпит поражение в этом округе. Олимпийский принцип современной беларусской политики гласит: не победа главное, а участие. Ну а формат партийного участия определяют не партии, а режиссеры действа под названием «выборы депутатов». Для партий как для политического субъекта это тоже фиаско. Но это, похоже, не смущает никого. Даже самих партийцев. Если допустить, что они вообще существуют.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: