Александр Лукашенко и министр обороны Белоруссии Виктор Хренин. Фото: БелТА
На вчерашнем совещании по вопросам социально-экономического развития Витебской области Александр Лукашенко решил оправдаться за то, что проверка Вооруженных сил была инициирована им в обход Министерства обороны. Что же вынудило политика пускаться в разъяснения, и о чем свидетельствуют проверки «через голову»?
16 января госсекретарь Совбеза Александр Вольфович объявил о начавшейся в Беларуси масштабной проверке Вооруженных сил. По словам Вольфовича, проверка проводится по поручению Лукашенко, а ее мероприятия «имеют внезапный характер».
Уже 23 января одно из механизированных соединений ВС Беларуси было приведено в боевую готовность. Вот как об этом рассказывал Вольфович: «группа сотрудников Госсекретариата прибыла, вручила распоряжение, подписанное лично президентом».
То есть приказ командиром бригады был получен напрямую от Лукашенко, «через голову» Министерства обороны. Которое 26 января анонсировало собственную проверку боеготовности соединений и воинских частей. По словам министра обороны Виктора Хренина, проверка, проходящая по указанию Лукашенко, и мероприятия возглавляемого им ведомства проходят параллельно.
Впоследствии выяснилось, что госсекретаря Совбеза Вольфовича, доставившего приказ от Лукашенко в механизированную бригаду, сопровождал глава Комитета государственного контроля Василий Герасимов.
Регулярные учения и проверки в вооруженных силах — дело для нынешний Беларуси привычное. Но зачем Лукашенко понадобилось проделывать это в обход ведомства Хренина? И с чего политик решил оправдываться за это решение?
Получилось некрасиво. Со стороны действительно могло показаться, что политик не доверяет собственному министру.
И на совещании по вопросам социально-экономического развития Витебской области — проблеме, весьма далекой от проверок ВС — Лукашенко решил пояснить, зачем организовал проверку, минуя Минобороны.
Политик заявил — поводом для его оправданий стали слова его оппонентов о том, что он не доверяет министру обороны и Генштабу.
При этом сказанное политиком его пресс-служба решила сократить, бесцеремонно вырезав важную деталь. Полностью цитата звучала так: «Наши — и внутри, и за пределами страны «беглые»: «Ах, не доверяет министру обороны, не доверяет Генштабу». Я всем доверяю. Но это внезапная проверка, которую проводит главнокомандующий. И я хочу посмотреть, а как в этой внезапной проверке будут действовать Генштаб и Минобороны» — сказал Лукашенко.
Слова «и внутри, и за пределами страны» из опубликованного «Пулом Первого» видео с выступлением Лукашенко испарились. Остались лишь «наши беглые» и далее по тексту. Так кто же те враги «внутри», которые осмелились поставить под вопрос доверие Лукашенко министру Хренину и не только?
А попал впросак один из наиболее одиозных беларусских пропагандистов Григорий Азаренок. В своем стриме в тот самый злополучный день 23 января он пустился в рассуждения о «внезапной проверке вооружённых сил по поручению главнокомандующего».
«Внимание, внимание. Здесь очень важно. Они задачу получали не из Генерального штаба, не из Министерства обороны. Через голову Министерства обороны лично президент приказывал командиру бригады. Почему это было сделано? <…> Мы видим тоже ситуацию в мире, когда пытаются разъединить, что называется, элиты и первое лицо. Ну, в Венесуэле это было», — вещал Азаренок, имея в виду захват американским спецназом Николаса Мадуро. А ведь сам Лукашенко, комментируя это событие, заявлял: в ситуации с задержанием Мадуро имели место «сговор и предательство». А тут проводятся такие нехорошие параллели.
Азаренок попытался смикшировать собственные слова, пустившись в рассуждения, что он де никого «не обвиняет» и «не подозревает в измене». Но было поздно. Сравнение с Венесуэлой явно не понравилось Лукашенко. Похоже, как раз эти слова любимого пропагандиста и стали причиной оправданий и разъяснений политика.
Отдельный вопрос — перед кем именно он оправдывался? Перед россиянами, которые, возможно, считают, что в беларусской армии у них все схвачено, а тут вдруг приказы отдаются без ведома высших чинов, которых они считают лояльными себе? Перед министром Хрениным, который мог посчитать проверку ВС через его голову закамуфлированным вотумом недоверия? Перед теми, кто вместе с Азаренком решит засомневаться в верности первых лиц правителю?
Точного ответа мы не знаем. Только о том, что Лукашенко не очень-то доверяет собственным чиновникам, свидетельствуют и другие факты.
На том же совещании о проблемах Витебской области Лукашенко пояснил, почему решил освободить с должности прежнего председателя облисполкома Александра Субботина. По словам политика, ему на стол легли результаты «мониторинга» того, что говорили витебские чиновники после предыдущего совещания о делах в многострадальной области, прошедшего в октябре прошлого года. Лукашенко рассказал, что, по данным прослушки, некоторые высокопоставленные чиновники между собой комментировали предыдущие указания Лукашенко так: «Ну, ничего, время пройдет, все уляжется».
А, значит, следят. Прослушивают. Если не всех, то многих. От доярок до руководителей областей. Что это, как не кризис доверия со стороны Лукашенко собственным управленцам? Недоверие, в свою очередь, порождает страхи. Сегодня они спускают на тормозах распоряжения политика, а что случится завтра? Чей приказ выполнит условный Хренин — полученный от Лукашенко, или же поступивший из Кремля? А прилетят вертолеты, как за Мадуро — не решат ли силовики отсидеться в сторонке? То-то и оно. Тем более что нарушать слово офицера министру Хренину не впервой.
Однако недоверие тоже не рождается на пустом месте. Видимо, есть у Лукашенко основания сомневаться. Возможно, не только в исполнительской прыти, но и в верности своих назначенцев.
Вот и приходится брать под личный контроль все — от армии до деревенских ферм. И отправлять на «опасные участки» надзирателя в лице председателя КГК Герасимова. Чтобы убедиться — выполняют ли военные полученное распоряжение, или просто ждут, пока все уляжется.
Чиновникам столь повышенное внимание тоже вряд ли придется по нраву. Болтать языками они, вероятно, станут поменьше. Но верности от этого у них вряд ли прибавится. Разве что страха за себя.
Похоже, история с Мадуро бесследно не прошла. Азаренок верно прочел опасения своего патрона. И хотя, по словам Лукашенко, он всем доверяет, а «министр обороны сразу же был поставлен в известность по содержанию моего распоряжения», на деле все обстоит несколько иначе.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news