Вчерашний «серьезный разговор» о перспективах беларусского образования с участием Александра Лукашенко продемонстрировал — играм в современную нацию государство решило положить конец. Качество образования и уровень знаний учащихся школ и вузов сознательно приносятся в жертву сиюминутным потребностям режима.
«Никаких кардинальных решений после нашей сегодняшней встречи быть не должно» — так начал разговор с собравшимися чиновниками от образования и представителями контролирующих органов Лукашенко. Но обойтись без кардинальных мер в сложившихся условиях не получилось. Поэтому одной из главных тем совещания стало закабаление выпускников высших учебных заведений.
Причина на поверхности, ее никто особо и не посчитал нужным прятать. «Самые-самые продвинутые, классные специалисты уезжают», — заявил беларусский правитель. А это «неприемлемо для страны».
В этом, по мнению Лукашенко, виновата система. Но не та, о которой вы могли подумать. Не система власти, управления и принятия решений, которая действует в Беларуси уже без малого три десятка лет, в самореализации внутри которой многие граждане не видят для себя перспектив. В оттоке кадров из страны виновата слишком уж «либеральная» система распределения выпускников — «закончил вуз, не отработал, ушел».
И двух лет отработки, которые сегодня предусмотрены для обучающихся в учебных заведениях на бюджетной форме, государству уже недостаточно. Надо больше. Надо намертво привязать будущего работника к месту. Причем не только бюджетников, но и тех, кто обучается за собственные деньги. В виде предложений из уст Лукашенко прозвучали и конкретные цифры, которые, очевидно, и будут браться за основу при введении этих «не кардинальных» изменений. Тут, по словам Лукашенко, должны действовать «запретительные или хотя бы полузапретительные меры». Так что отработка – хотя бы пять лет. А «целевикам» — до семи. И платники тоже пусть отрабатывают — для этого готовятся изменения в Кодекс об образовании.
Вот такое современное крепостное право с режимным колоритом. Долгосрочный расчет тут понятен: компенсировать немалые средства, которые государство требует за то, чтобы избежать распределения, смогут немногие. Подавляющее большинство молодых специалистов вынуждены будут ехать работать туда, куда государство посчитает нужным их направить. А дальше работает простая арифметика: университет заканчивают примерно в 22-23 года. Плюс пять, а то и семь лет отработки. И вот тебе уже под тридцать, уже есть семья, ребенок, а то и двое. Кредиты на жилье и на его обустройство. Сорваться с места и переехать теперь гораздо сложнее. Кто-то, конечно, все равно уедет, но далеко не все. Зато какая экономия государству: вместо экономических стимулов, способных привлечь специалиста в нужный регион, в ход идет простой и дешевый способ — кабала. И уже черт с ней, с системой поступления в вузы — кому теперь дело, как попасть туда, куда отныне не очень-то и хочется? Новый слоган беларусской системы образования «продай себя в рабство и получи диплом».
Понятно, что в итоге многие просто не захотят поступать в высшие учебные заведения, чтобы избежать последующей многолетней отработки. А государству того и надо. У него на фермах людей не хватает. Вот туда и идите работать. Без высшего образования и за копейки.
Зрящая в корень государственных нужд директор одной из столичных школ, присутствовавшая на «серьезном разговоре», призвала переломить мнение родителей о том, что высшее образование необходимо. И верно, многие знания — многие печали. Поразвели тут мыслящих, коров отмыть некому.
Но и этого мало. Готовить специалистов надо так, чтобы они оказались никому не нужны за пределами Беларуси. Вот генпрокурор Андрей Швед недоволен количеством часов английского языка в школах. «Мы готовим рабочую силу для Запада?» – возмущался он. Так что прощай, IT-страна. Не нужен нам английский. Не нужны нам глобальный мир и цифровая экономика.
Главная цель сформулирована без лишних экивоков: режиму необходимы не просто специалисты, а кадры для конкретных предприятий госсектора. Даже не частного бизнеса, а именно для госсектора. Так что учить нынешних и будущих студентов будут не тому, что они считают для себя перспективным, а тому, что востребовано далеко не самой передовой отечественной экономикой.
Показательно рассуждает в своем сюжете журналист одного из государственных телеканалов: «Образование – это источник развития, успешной экономики, консолидирующей идеологии и вообще жизнеспособности государства». Вот вам квинтэссенция чаяний режима — все для нужд государства. О чаяниях людей, которым жить и работать и завтра, и через двадцать-тридцать лет — ни слова. Задача образования — «промыть мозги» и выпустить в свет послушный и нетребовательный винтик для работы на каком-нибудь агро– или промышленном предприятии. Ничто иное нынешнее государство не заботит.
Еще одна новомодная тенденция – приучать школьников к труду. Пусть дети территорию благоустраивают. «Там, где надо, должно быть подкрашено, заменены окна, двери, облагорожена территория. И обязательно все работы надо проводить с участием детей». Ну да, дети же не за знаниями в школу приходят, а научится правильно лопату в руках держать. И молоток. Чтобы с детства привыкали к своим перспективам.
С высоких трибун давно уже продвигается тезис о том, что беларусы нигде и никому не нужны. Только на родине. Ну вот, теперь от слов перешли к конкретным делам – с таким качеством образования наши дети действительно скоро окажутся нигде не востребованными. А государству прямая выгода — ведь закабалить и вынудить работать за гроши проще того, кто нигде, кроме как дома, найти себя не сможет.
Режиму нужна не экономика знаний, а «экономика послушания». В нее он и инвестирует, наплевав при этом на будущее страны и ее граждан.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by