Рассуждая о возможных прогнозах на 2023 год, стоит обратить внимание на политические календари Беларуси и России. При ближайшем рассмотрении создается впечатление, что беларусский календарь сверстан в привязке к российскому. Можно предположить, что это не случайность. А значит, оба этих календаря могут помочь сориентироваться в перипетиях предстоящего года. И даже грядущего за ним 2024-го.
Что мы видим в беларусском календаре? Александр Лукашенко и его режим, очевидно, представляют 2023-й как год продолжения политического переустройства страны. По итогам проведенного 27 февраля 2022 года референдума Конституция Беларуси претерпела существенные изменения. В декабре этого года депутаты Палаты представителей приняли в первом чтении законопроекты об изменении Избирательного кодекса и о Всебеларусском народном собрании. Впереди второе чтение, затем утверждение в Совете Республики и подписание документов Лукашенко.
Глава ЦИК Игорь Карпенко выражал надежду, что законопроект об Избирательном кодексе Беларуси будет готов в январе-феврале. Ранее Лукашенко поручал принять закон о ВНС не позже марта 2023 года.
По словам Игоря Карпенко, летом 2023 года Беларусь вступит в новый избирательный цикл. Начнется подготовка к единому дню голосования, который назначен на 25 февраля 2024 года. А в течение 60 дней после выборов должно начать работу Всебеларусское народное собрание.
Этот важный для власти электоральный цикл должен, по ее мнению, обеспечить преемственность и стабильность в обозримом будущем. Это касается не только фигуры Лукашенко, но и всей беларусской правящей верхушки, всей системы беларусской власти. И речь в данном случае не о том, насколько сбудутся эти ожидания, а о том, какие цели власть будет ставить перед собой в связи с этим. А она кровно заинтересована в том, чтобы в стране все было тихо-спокойно, и сосредоточит на этом максимум усилий. Поэтому с высокой долей вероятности можно утверждать, что никаких изменений во внутренней политике не произойдет. Репрессии и давление на общество будут продолжаться. В свете этого не стоит ожидать и подвижек с освобождением политзаключенных, с прекращением преследования оппонентов, с остановкой конвейера судов и приговоров – власти просто не готовы к диалогу по этим вопросам с кем бы то ни было. И, вероятно, не будут готовы до тех пор, пока не посчитают законченным процесс строительства своего обновленного государства. Или не прилетят те самые «черные лебеди», предсказать которых практически невозможно. Как и рассчитывать на них.
В экономике, как всегда и бывало во время электоральных кампаний, власть сосредоточится на том, чтобы не допустить ощутимого снижения уровня жизни населения. В том числе и с помощью популистских мер, вроде введенной осенью системы регулирования цен. Пусть это и грозит их отложенным ростом. К выборам можно ожидать и традиционного увеличения зарплат. Даже в если недалеком будущем эти надбавки съест неизбежная инфляция. Как отмечают эксперты проекта «Кошт урада», «бюджет на будущий год недвусмысленно намекает, что продолжение зарплатной сказки сильно зависит от поддержки Кремля». Значит, не изменится и внешняя политика, никуда не денется тесная привязка Беларуси к России. Тем более, что российский рынок остается в нынешних условиях важнейшим для отечественной экономики.
Основной фактор риска для всех возможных сценариев – идущая война. Изменения на фронтах способны разрушить любые прогнозы. И все же многие аналитики сходятся в том, что война заходит в тупик. Наступление российской армии в конце зимы — начале весны, о котором немало говорится в последнее время, вряд ли приведет к серьезным успехам. Украина тоже испытывает недостаток ресурсов для того, чтобы коренным образом изменить ситуацию и освободить захваченные территории даже по состоянию на 2014 год, не говоря уже о 1991. Эта проблема в значительной степени упирается в объемы помощи, которые Запад готов оказать Киеву. И все же велика вероятность того, что конфликт превратится в войну на истощение, в которой ни одна, ни другая сторона не смогут получить заметного преимущества.
Но вернемся к беларусскому политическому календарю. При ближайшем рассмотрении становится заметно, что он напрямую привязан к российскому. Напомним, в соседней стране 17 марта 2024 года должны состояться президентские выборы. По закону Совет Федерации РФ должен принять решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Значит, не позднее конца 2023 года Владимир Путин должен определиться – идет ли он на следующий срок. А то и раньше, если речь пойдет о преемнике, поскольку на его раскрутку тоже необходимо время. И тут начинается самое интересное.
Мы, безусловно, вступаем в зону большой неопределенности. Но выглядит так, словно беларусский политический календарь сверстан с учетом важных изменений в России в 2024 году. Все масштабные перемены с полномочиями ВНС и его решениями вступят в действие уже после российских выборов.
Это позволяет предположить, что как минимум одной из основных своих задач на предстоящий 2023 год Александр Лукашенко видит в том, чтобы пересидеть Владимира Путина. Причем ведет он себя так, как будто четко понимает, что Путин на новый срок не пойдет. Конечно, речь может идти не о знании, а о надежде. Но это слишком рискованная игра для того, чтобы ввязываться в нее, не имея хоть какой-то подтверждающей надежды фактуры.
При этом в прошлом Лукашенко уже демонстрировал тонкое понимание российских политических процессов. Например, он начал открыто и жестко критиковать тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева еще в момент пребывания того на посту главы государства. Когда даже в самой России многие высокопоставленные лица вовсе не были уверены в том, что Медведев не пойдет на второй срок. Лукашенко же вел себя так, как будто был убежден на все сто – Путин вернется в президентское кресло.
Война – один из важных элементов внутриполитической борьбы в России. Но она тоже может стать неудобной для многих заинтересованных акторов уже к осени 2023 года. Особенно, если в РФ действительно начнется операция «преемник». Усталость обеих сторон и невозможность добиться очевидной победы военным путем может подвигнуть их к поиску компромисса. А уход Путина только повышает шансы на его достижение. Россия при этом не распадется, власть поменяется. А достигнутые договоренности будут обеспечивать экс-президенту неприкосновенность. План не выглядит нереальным. Да, это всего лишь один из возможных сценариев. Но, похоже, именно он лежит в основе беларусского политического календаря.
Лукашенко в последний год много общается с Путиным и, возможно, знает о каких-то фактах, позволяющих ему с большой долей вероятности предполагать масштабные перемены в Кремле весной 2024 года. А значит, сейчас можно обещать Путину все, что угодно. Отвечать за свои обещания Лукашенко надеется уже перед новым правителем России. Ну а вероятное окончание войны позволит ему избежать ряда неприятных последствий, которые могли бы оказать влияние на ситуацию в случае проигрыша России или ее распада.
Таким образом, базовый сценарий беларусских властей на 2023 год можно описать так – «пересидеть и подготовиться». Понятно, что в этот план могут внести свои коррективы многие факторы, повлиять на которые официальный Минск не в состоянии. Но, предполагая подобную стратегию, можно задумываться и о том, как помешать сбыться «домашним заготовкам» беларусской власти на 2023-2024 годы.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: