Максим Орешкин, Александр Лукашенко и Дмитрий Крутой. Фото: БелТА
Александр Лукашенко сегодня посетил выставку российских беспилотных летательных аппаратов. В ходе мероприятия прибывший в Минск заместитель руководителя администрации президента РФ Максим Орешкин и глава администрации Лукашенко Дмитрий Крутой доложили политику о перспективных направлениях сотрудничества двух стран. Высокопоставленный российский чиновник выступил с рядом предложений, некоторые из них показались примечательными.
Первое из них касается строительства в Беларуси завода по производству беспилотников. Мощность предприятия может составлять до 100 тыс. единиц в год.
По словам Орешкина, речь ведется о полностью локализованном производстве, на котором будут изготавливаться все ключевые компоненты БПЛА.
Один из основных вопросов — какие именно беспилотники планируется выпускать на новом заводе? Военные или же гражданские? Однозначного ответа на этот вопрос пока не прозвучало.
Гендиректор ООО «Транспорт будущего», председатель центра компетенций «Беспилотные авиационные системы» Юрий Козаренко, рассказывая собравшимся о перспективах использования БПЛА, упоминал о дронах для нужд сельского хозяйства. По его словам, «на первом этапе 2 тыс. агродронов даст до 1 млрд долларов в ВВП». Обеспечат оцифровку полей, рост урожайности и экономию. То есть не исключен вариант, при котором Россия решила «перекинуть» на союзника производство гражданских БПЛА, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на военных заказах. Но есть одно «но»: 100 тыс. беспилотников в год — это много. Нужно ли двум государствам столько агро- и прочих мирных дронов даже с учетом гипотетического экспорта в третьи страны?
В то же время Максим Орешкин заявил о важности того, «чтобы в Беларуси были собственные производства, которые делали бы не только экономику, но и сферу безопасности страны по-настоящему суверенными».
Упоминание о сфере безопасности, равно как и присутствие на мероприятии руководства Минобороны Беларуси, свидетельствуют в пользу того, что как минимум часть из планируемых к производству 100 тыс. дронов в год будут предназначены для военных целей. Возможно, большая часть. Очевидно, значительное количество выпущенных аппаратов будет поставляться в РФ. И это позволит российской армии получить большее количество боевых БПЛА при беларусском содействии.
А это, в свою очередь, заставляет задуматься — для каких именно целей планируется использовать такое количество военных беспилотников?
Вторая инициатива Максима Орешкина представляется еще более интересной. И вот почему.
Среди 10 позиций, которые, по словам российского чиновника, выбраны в качестве перспективных для сотрудничества Беларуси и России, он назвал цифровые платформы. Дескать, платформенные решения позволяют нарастить поставки беларусских товаров на российский и смежные рынки.
«Любые беларусские производители через платформенные решения сразу получают доступ ко всему рынку России, в любую точку. Им не нужно думать о логистике, о том, как выходить на конкретного покупателя. Нужно сделать качественный продукт и предложить его потребителю», — расписывал Орешкин достоинства цифровых платформ.
В качестве примера приводились объемы продажи беларусских товаров через российский маркетплейс Wildberries, которые достигли в прошлом году 2,4 млрд рублей. Упомянул Орешкин и строящийся в «Великом камне» большой логистический центр. Скорее всего, речь велась как раз о центре Wildberries — в 2023 году эта компания приобрела в индустриальном парке участок в 27 га и возводит на нем комплекс площадью 120 тыс. кв. м. Орешкин отметил, что в планах еще два центра — «в Минской области и в Орше». И это «большой объем инвестиций».
«Коллеги заходят не с каким-то локальным решением поставок, а с системным решением выстраивания логистики на новом уровне», — пояснил Максим Орешкин.
Все эти рассуждения о важности цифровых платформ, о размере инвестиций и экономии на логистике очень напоминают тонкий намек — трогать Wildberries не нужно.
Забавно, что обслуживающие режим ресурсы — и ТГ-канал «Пул первого», и информагентство БелТА — посвятили сегодня большой объем материалов именно беспилотникам. Зато о цифровых платформах либо умолчали вовсе, либо отметили вскользь, парой абзацев.
Между тем складывается впечатление, что беларусские власти крайне настороженно относятся к маркетплейсам в общем, и к компании Wildberries в частности. Звучали даже версии, что недавняя встреча Лукашенко с представителями частных предприятий, на которой политик обещал «жестоко поддерживать» частный бизнес, была организована чуть ли не специально ради того, чтобы «поставить на место» приглашенную на нее основательницу Wildberries Татьяну Ким.
В ходе той встречи поступившее от правительства письмо, посвященное деятельности Wildberries в Беларуси, вызвало довольно эмоциональную реакцию Лукашенко:
— Они готовы расширяться здесь и продавать. Вопрос: что продавать? «Мы стремимся к импортозамещению. Наш рынок небольшой, но мы хотели бы занять этот рынок своим производством, — говорил политик.
В пресловутом «импортозамещении» и кроется главная причина страхов режима. Дай беларусам выбор — и от импорта не отобьешься. Как заявлял новый министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович, его ведомство озабочено ростом импорта через трансграничную интернет-торговлю. Заместитель Карповича Наталья Василевская говорила, что МАРТ готовит меры по повышению доли беларусских товаров на внутреннем рынке, поскольку в прошлом году она снизилась. В частности, чиновница упоминала «контрольные мероприятия для недопущения необоснованного ввоза товаров». Но одно дело раздавать ценные указания своему, отечественному ритейлу. Другое — командовать россиянами. К тому же имеющими высоких покровителей у себя на родине.
Буквально через пару дней после встречи Ким с Лукашенко беларусское министерство антимонопольного регулирования и торговли нашло ряд нарушений в работе Wildberries. Среди них — продажа товаров из «недружественных» стран, в отношении которых Беларусь ввела санкции. Досталось не только Wildberries — чуть позже попал под раздачу и Ozon. Похоже, что беларусские власти очень хотели бы «притушить» чрезмерную активность российских маркетплейсов, понимая, что масштаб влияния на них ограничен.
Не помогли даже цифры, представленные лично Татьяной Ким — ни рост продаж беларусских товаров, ни количество беларусских продавцов на площадке. Беларусский режим привык к тотальному контролю над работающим в стране бизнесом. Расставаться с многолетними привычками ему явно не хочется.
Но за Wildberries, похоже, есть, кому вступиться. В ходе недавнего громкого объединения этой компании c Russ Владимир Путин лично распорядился поддержать эту сделку. Куратором объединения Wildberries с Russ был назначен тот самый Максим Орешкин, который сегодня в Минске рассказывал Лукашенко о важности «платформенной экономики».
Очень похоже на то, что Орешкина в Минск отправили не случайно. Александр Лукашенко в ближайшее время собирается в Россию к Путину. Возможно, российский президент не горит желанием лично обсуждать подобные «мелочи». Поэтому было бы здорово, если бы Орешкин заранее внес ясность в столь важный вопрос. И беспилотники ему в помощь, чтобы союзник не очень обижался.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news