Польский эксперт: Лукашенко не готов ни к каким реформам, но делает реверанс в сторону США

Опытный польский дипломат, бывший посол Польши в Молдове и Армении, многолетний советник польского МИД по вопросам России и СНГ Виктор Росс прокомментировал Reform.by ситуацию в связи со снятием ограничения на количество дипломатов посольства США в Беларуси.

— Появилась информация, что Беларусь снимает ограничение на количество дипломатов США. Это сильный шаг официального Минска?

— Считаю, эта ситуация требует расширенной оценки. Прежде всего это связано с тем, что Беларусь переживает глубокий экономический кризис. И это подстегивает руководство России к тому, чтобы расширить свое присутствие в этой стране. Кроме того, исчерпал себя тот ресурс безграничного кредита доверия, который имел Путин после аннексии Крыма. Сейчас этот вопрос уже не дает Путину столько поддержки, поэтому ему нужен новый успех. Думаю, что силовое давление России на Беларусь сейчас неактуально, потому что много дел у России и без Беларуси, в первую очередь, в Украине. Но конечно, Россия хотела бы усилить свое экономическое присутствие еще больше. Например, взять под полный контроль Мозырский НПЗ, привести беларусское законодательство в соответствие с российским. Возможно, это создание ситуации для будущей инкорпорации Беларуси, либо договор о создании реального совместного государства, что, конечно же, очень сильно тревожит Александра Лукашенко. Поэтому он делает очередной пас в сторону Запада, что неоднократно случалось и в предыдущие годы, когда ситуация осложнялась, а Россия давила на Беларусь ценами газа и другими вопросами. В такие моменты Лукашенко всегда начинает игры с Евросоюзом или отдельными странами, в том числе и с Польшей. Сейчас видно, что Лукашенко напряжен и чувствует угрозу своей власти. Конечно, он не готов ни к каким реформам, но делает реверанс в сторону Соединенных Штатов. Возможно, также тут имеет значение вопрос с Курилами, потому что если они действительно будут отданы Японии, то Путину просто необходимо предложить своей общественности что-то взамен.

— Это может быть началом оттепели в беларусско-американских отношениях или просто тактический ход в беларусско-российском противостоянии?

— Насколько мы знаем Александра Лукашенко на протяжении стольких лет его президентства, очень сомнительно, что он в состоянии понять важность реального улучшения отношений с Западом. Для Штатов это было бы важно. Потому что США активно поддерживают Украину и выполнение их задач там было бы очень осложнено расширением российского присутствия в Беларуси. Поэтому Америка могла бы оказать существенную комплексную и финансовую помощь. Но не думаю, что Лукашенко и его люди способны на реальные реформы. А американцы не будут просто так инвестировать свои финансовые и политические ресурсы, если не увидят, что в Беларуси что-то поняли, что невозможно заморозить экономическую ситуацию на уровне начала 90-х и в течение 20 с лишним лет ничего не менять. Плюс, хотя и в меньшей степени, но репрессии в Беларуси продолжаются. Поэтому рассчитывать на какую-то разрядку и налаживание отношений по-крупному я бы не стал.

Ну и многое зависит от игры между Лукашенко и Путиным. Совершенно непонятно, о чем был разговор в Кремле. Поэтому мы немножко гадаем на кофейной гуще, когда пытаемся предсказать дальнейший ход событий.

— Исходя из Вашего опыта дипломатической работы, если информация подтвердится, как приезд дипломатов из США повлияет на ситуацию?

— То, что беларусский МИД подтвердил факт телефонных переговоров, говорит о том, что отношения будут налажены. И в Минске уже будут не 5-10 дипломатов, а намного больше, которые будут хорошо отслеживать всю ситуацию, в том числе в сфере безопасности, шаги, которые предпринимает Россия в отношении Беларуси.

Также должен быть соблюден принцип паритета, и такое же количество лучших представителей беларусского дипкорпуса появятся в Вашингтоне. Это будет служить модернизации Беларуси, передаче опыта, финансированию различных инновационных проектов, развитию гражданского общества – всему тому, чего до сих пор не хватало. Штаты – могущественная страна. И ее присутствие будет влиять на то, что происходит в Беларуси.

— Насколько высок риск нервной реакции со стороны Москвы на этот шаг?

— Я думаю, со стороны России можно ожидать неприязненных шагов. И этот риск достаточно высок. Думаю, что вскоре со стороны руководства Беларуси должна появиться информация, которая прольет свет на то, что произошло недавно в Москве и о чем они там договаривались. Потому что очевидно, что Путин нажал рычаги, которые поставили Лукашенко в сложную ситуацию, возможно, даже безвыходную. Поэтому он нервно ищет выход из этой ситуации и идет на такой риск обострения, обращаясь даже не к странам Европейского Союза, а к Штатам, хотя и там ситуация неоднозначная в связи с позицией Трампа. Конечно, Россия будет реагировать на эти выступления беларусских властей. Это могут быть новые экономические требования, повышение цен на газ, многие другие вопросы, которые поставят Беларусь в еще более сложную ситуацию. Это, конечно, может развернуть Беларусь в сторону Запада еще больше. Но Лукашенко настолько непредсказуемый человек, что этот поворот может оказаться и разворотом в сторону России. Но тогда он просто полностью сдаст свои позиции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!