В Москве прошли российско-китайские переговоры. После их окончания президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин выступили с заявлениями. Какие предварительные выводы можно сделать по итогам визита китайского лидера в Москву?
Визит председателя КНР в российскую столицу не случайно вызывал повышенный интерес. Си Цзиньпин посетил Россию впервые после начала российско-украинской войны. И от позиции Пекина во многом зависит ее продолжение или окончание. Зависимость России от Китая заметно возросла, поскольку после введения широкой коалицией государств санкций против Москвы пространство для маневра для российского руководства заметно сузилось. От Китая и лично от председателя Си в значительной степени сегодня зависит экономический потенциал России. А значит, и ее способность продолжать войну.
Накануне визита аналитики выступали с различными прогнозами. Оптимисты считали, что Си Цзиньпин привезет в Москву ультиматум и вынудит Путина прекратить боевые действия. Свою точку зрения они мотивировали тем, что Китай довольно много теряет от этой войны – например, страдает транзит китайских товаров в Европу. Вес таким прогнозам добавляла и появившаяся информация о намерениях Си Цзиньпина провести телефонные переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским после завершения визита в Россию. Эксперты полагали, что Китай заинтересован в том, чтобы вновь сыграть роль миротворца. Недавно при посредничестве Пекина дипломатические отношения восстановили давние соперники – Саудовская Аравия и Иран. В Китае это рассматривают как удар по влиянию США на Ближнем Востоке. И Си Цзиньпин окажется не прочь закрепить успех.
Пессимисты наоборот полагали, что Китай постарается помочь России. В том числе поставками оружия и подсанкционной продукции, в которых очень нуждается Москва.
Теперь уже очевидно, что никакого ультиматума Си Путину не привез.
Переговоры длились около трех часов. По их итогам был подписан «солидный пакет документов о сотрудничестве». Именно так охарактеризовал достигнутые договоренности Си Цзиньпин. Среди озвученных договоренностей – совместные заявления об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия РФ и Китая, вступающих в новую эпоху, и о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года. По масштабам патетики происходящее напомнило недавнее подписание беларусско-китайского заявления об «основных принципах развития образцовых отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства». Очевидно, что Китай и РФ рассчитывают на долгосрочное сотрудничество. И поражение России в войне явно не входит в китайские планы.
Взаимный интерес в экономике вполне оправдан. Пекин, судя по всему, намерен воспользоваться открывшимся окном возможностей и слабостью путинской России. Китай заинтересован в российских газе, нефти, в полезных ископаемых. Например, спрос на газ в Китае в последнее десятилетие увеличивался на 11% в год. А у России с газом дела обстоят неважно – за прошедший европейский экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье сократился практически вдвое – с 175 миллиардов кубометров в 2021 году до 85 миллиардов в 2022-м. Для сравнения – в 1980-х годах прошлого века СССР экспортировал порядка 100 миллиардов кубов в год.
Это бьет по российскому бюджету, на который легли и военные расходы. Москва заинтересована в альтернативных рынках сбыта. Здесь интересы России и Китая совпадают. Причем у Пекина появляется прекрасная возможность покупать газ дешевле, диктуя ценовую политику находящемуся в слабой позиции «Газпрому». Примерно так же дела обстоят и во многих других отраслях. Зависимость России от Китая возрастает, и Пекин явно не намерен упускать представившиеся ему возможности. Поэтому после переговоров и было сказано так много слов об успешном экономическом сотрудничестве и будущих грандиозных планах.
Об идущей войне и Си Цзиньпин, и Владимир Путин сказали гораздо меньше, чем об экономическом сотрудничестве. Китайский лидер заявил о «беспристрастной позиции» и о том, что его страна в вопросах урегулирования российско-украинского кризиса руководствуется принципами Устава ООН. Собственно, все это уже звучало в представленном китайским руководством плане мирного урегулирования, который в Украине и на Западе восприняли довольно скептически, в первую очередь из-за отсутствия в нем конкретных предложений по урегулированию противостояния.
Владимир Путин отметил, что многие пункты китайского мирного плана могут быть взяты за основу для переговоров. Но лишь после того, как к этому будут готовы на Западе и в Киеве. И не преминул уточнить, что «пока такой готовности с той стороны не наблюдается».
Примечательно, что во время своего спича Путин вспомнил, что как раз сегодня ему доложили о планах Великобритании поставить Украине боеприпасы с содержанием обедненного урана. И заявил, что Россия «будет вынуждена реагировать» на то, что Запад «начинает применять оружие с ядерным компонентом». Си Цзиньпин оставил это заявление российского коллеги без комментариев.
Все это Путин говорил уже неоднократно. И в сделанных сторонами заявлениях не прозвучало ничего, дающего основания полагать, что российская позиция в отношении войны претерпела какие-либо изменения после переговоров с китайским лидером.
Если у переговорщиков и были какие-то разногласия по украинскому вопросу, то они предпочли не выносить их на всеобщее обозрение. Интригой пока остается звонок Си Цзиньпина Владимиру Зеленскому. Возможно, в ходе разговора, если, конечно, он вообще состоится, станут известны некоторые подробности проведенных председателем КНР и президентом России консультаций по проблематике российско-украинской войны.
Нельзя исключать, что Китай все же воздержится от прямой военной помощи России. По крайней мере, пока положение Кремля не окажется совсем тяжелым. Но он, безусловно, поддержит ее экономически. Пекин не заинтересован в поражении Москвы, не говоря уже о смене российского политического курса на прозападный. Напротив, Китай, очевидно, настроен воспользоваться представившимся шансом и постараться усилить свое влияние в мире, собрав под своим крылом всех сторонников так называемого «многополярного мира», о важности которого в очередной раз заявил в Москве Си Цзиньпин. Читай – всех недовольных демократией и ее ценностями. А таких в мире немало.
Время самое подходящее. США и ЕС тратят большие ресурсы на помощь Украине. Ослабленная войной Россия сама падает в объятия Пекина. Поэтому именно Китай будет играть главную роль в этом тандеме. К создаваемому союзу будут подтягиваться другие государства Азии, Африки, Южной Америки. В том числе и Беларусь, руководство которой небезосновательно надеется на то, что китайский противовес позволит ослабить дошедшее до опасной черты российское доминирование. Китайское влияние растет, и Пекин будет продолжать наращивать обороты. Вопрос только в скорости и в масштабе этих процессов.
Часто говорят о китайской рациональности. О том, что Китай умеет ждать. А значит, Пекин не пойдет на конфронтацию с западным миром, чтобы не потерять рынки сбыта своей продукции и доступ к технологиям. Возможно, дело обстоит именно так. В таком случае Китай будет постепенно копить силы, наращивая число своих сторонников. И по мере возможностей, избегая конфликтов с Западом, помогать тем, кого он считает противниками своего главного конкурента – США. В этом случае помощь России не будет чересчур масштабной. И пойдет через третьи страны, в том числе, возможно, через Беларусь, санкционное давление на которую на сегодняшний день меньше, в сравнении с РФ.
Однако не стоит сбрасывать со счетов фигуру Си Цзиньпина и его амбиции. Нельзя исключать, что он, как и Владимир Путин, тоже находится под влиянием неких идей, которые вполне могут оказаться мессианскими. Он уже нарушил принцип смены власти в Китае, заняв пост председателя КНР в третий раз, что ярко демонстрирует его способность переступать запретную черту. Он всего на год младше Владимира Путина, значит, возраст уже тоже поджимает. И если допустить, что у него, как и у российского лидера, есть желание войти в историю и оставить после себя «великий Китай», то события могут развиваться совершенно по иному сценарию. Эскалация может быть быстрой. А та же Россия со своим количеством ядерных боеголовок вместе с Китаем создаст необходимый паритет с Западом.
При таком раскладе речь будет идти уже не о многополярном, а о двуполярном мире, лидирующие роли в котором отводятся Китаю и США. Си Цзиньпин вполне может захотеть обеспечить своей стране возможность занять освободившееся место СССР. Которое так стремился, да не смог заполучить Владимир Путин. А что там Россия с Беларусью? А им, с учетом выбранной ими же стратегии, при любом из двух сценариев придется подстраиваться под нового гегемона. И учиться танцевать под пекинскую дудку.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.