В годовщину начала российско-украинской войны Китай обнародовал свои предложения «по политическому решению украинского кризиса». Мирный план Пекина в Украине и на Западе был встречен довольно прохладно. Остается вопрос – зачем Китай выступил с инициативами, перспективы которых выглядят, мягко говоря, не блестяще?
Предложенный властями КНР план состоит из 12 пунктов и выглядит пророссийским. Например, в нем содержится призыв уважать суверенитет всех государств, отказаться от менталитета холодной войны. И тезис о том, что «безопасность страны не может быть достигнута за счет безопасности других стран, а региональная безопасность не может быть обеспечена за счет усиления или даже расширения военных блоков». Это фактически дублирует позицию Кремля – примерно в таких же формулировках Владимир Путин требовал соблюдения своих «красных линий» и возвращения НАТО к границам 1997 года. Де-факто это было требованием оставить Восточную Европу в сфере влияния России.
К пророссийским можно отнести и тезис о необходимости прекратить односторонние санкции. Что бы ни говорили российские политики, но санкционное давление заметно осложнило экономическую ситуацию в РФ и не может не беспокоить Кремль.
Часть остальных пунктов можно отнести к категории «за мир во всем мире». Китай призывает прекратить боевые действия, начать мирные переговоры, решать гуманитарные вопросы, защищать гражданских лиц и военнопленных. Заявляет о поддержке зерновой сделки, которая способствует преодолению продовольственного кризиса в развивающихся странах. Однако немедленная остановка боевых действий без вывода войск с территории Украины в китайском плане сегодня на руку скорее России, поскольку дает ей передышку и позволяет подготовиться к продолжению войны.
Перечня же конкретных предложений, с помощью которых можно добиться достижения указанных целей, в китайском плане нет. Пекин не призывает вывести российские войска, вернуться к границам 1991 года, что стало бы гарантией прекращения огня и поспособствовало началу мирных переговоров.
Китайское стремление не допустить поражения России в этой войне в целом выглядит логичным. В противном случае Китай рискует оказаться один на один с объединившимся в ходе российско-украинского конфликта Западом. Который еще больше поверит в свои силы после падения РФ. Пекин уже ощущает на себе давление. Например, осенью прошлого года США ограничили продажу этой стране сверхмощных чипов для вычислений, связанных с искусственным интеллектом, оборудования для их производства, ряда других полупроводниковых технологий. Зависимый от экспорта своей продукции и от западных технологий, ослабленный COVID-19 и последствиями длительного локдауна, нынешний Китай может и не выдержать торговой войны и санкций. Под которыми он рискует оказаться, если все-таки решится присоединить Тайвань силой.
Но и в скорой победе РФ Китай тоже вряд ли заинтересован. Сегодня Москва вынуждена искать расположения китайских властей. Россия теряет рынки сбыта нефти, газа, других сырьевых ресурсов, ей приходится продавать их с большим дисконтом, в том числе тому же Китаю. Победа России грозит изменить эту ситуацию. Поэтому, вполне вероятно, Пекин хотел бы продолжения российско-украинской войны, которая ослабляет всех его конкурентов – и Запад, и РФ. Но без расширения конфликта и без угрозы применения ядерного оружия.
Западная помощь Украине способна изменить ход войны и ускорить победу над РФ, которая Китаю не нужна. В этой ситуации он может пойти на поддержку Кремля, пусть и не в открытую. В НАТО уже заявляют о признаках того, что Пекин может начать поставки России оружия и боеприпасов. Вероятно, ровно в том количестве, чтобы она не выиграла, но и не проиграла войну. Пока мир занят российско-украинским кризисом, у Китая есть время набраться сил и решить собственные многочисленные проблемы в экономике.
С другой стороны, в обнародованных сегодня китайских инициативах нет и того, что могло бы сильно порадовать Кремль. Пункты, о которых мы уже упоминали, при желании можно трактовать по-разному. Однако Китай не призывает Запад прекратить поставки вооружений Украине. Не заявляет о необходимости начать переговоры на российских условиях, пожертвовав украинскими территориями. А, главное, выступает категорически против применения ядерного оружия, которым Путин уже пытался шантажировать мир. Отдельно Пекин делает акцент на безопасности атомных станций, которые Россия тоже пыталась использовать как инструмент давления. Это дает аргументы тем, кто не считает инициативы Китая совсем уж пророссийскими. Украинский политик Алексей Арестович считает, что общий баланс документа – 60/40 в пользу Украины, хотя целый ряд китайских предложений он называет «абсолютно неприемлемыми» для Украины. Скорее, баланс все же можно оценивать как 60/40 в пользу России, но с пониманием отнесемся и к стремлению украинцев повернуть ситуацию в свою пользу.
Однако остается главный вопрос – зачем Китай выступил с такой инициативой? Практически не вызывает сомнений, что в существующем виде план Пекина не будет поддержан ни Украиной, ни Западом. По китайским предложениям уже прошелся советник президента США по безопасности Джейк Салливан, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что «Китай не пользуется большим доверием». Так с какой целью Китай предложил свой, казалось бы, не имеющий перспектив проект?
На этот вопрос может быть как минимум два ответа. Первый заключается в том, что руководство Китая уже приняло решение о поддержке России, и ему нужен формальный повод. Отказ Украины и Запада от китайских предложений развязывает Пекину руки. А Китай действует по тому же сценарию, что и Путин перед войной с Украиной – ставит оппонентам заведомо невыполнимые условия. Отказ же послужит формальным поводом для эскалации. Это не очень хороший вариант, поскольку с помощью Китая Россия может продолжать войну еще долгие годы.
Но возможно и другое объяснение. Предложенный Китаем план адресован не столько России, Украине или ЕС, сколько США. Тогда озвученные Пекином инициативы обретают совсем иной смысл. Иначе воспринимается пункт о снятии санкций – санкции предлагается снять с самого Китая. А под гарантиями «территориальной целостности всех стран» может подразумеваться очень важная для Пекина тайваньская проблема. В пользу этой версии свидетельствует и еще один пункт из китайских предложений – «обеспечить стабильность цепочек производства и поставок и защищать существующую мировую экономическую систему, противостоять политизации, инструментализации мировой экономики». Здесь Китай прямо говорит о своих собственных заботах.
Если рассматривать китайские инициативы под этим углом, то Пекин фактически предлагает Штатам договориться. Обо всем – о новой системе международной безопасности, о сферах влияния. Китай, воспользовавшись ситуацией, стремится играть в собственную игру. Возможно, сделав мир снова двуполярным – но уже без России, заняв ее освобождающееся место. В этом случае, если США будут готовы вести диалог, не только проблема окончания войны, но и судьба путинской России могут решаться и вовсе без участия Москвы.
Но пока китайские предложения западными политиками встречены довольно прохладно. «Они могут остановиться на первом пункте, а именно на уважении суверенитета всех наций. Эта война может закончиться завтра, если Россия прекратит нападать на Украину и выведет свои войска», – так прокомментировал мирный план Пекина советник президента США по безопасности Джейк Салливан.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.