На месте парка «Дримлэнд» в Минске появится здание нового Национального исторического музея. Там же планируется создать парк Народного единства. Открыть музей к кампании 2025 года власти уже не успевают. Так что появление этого объекта можно рассматривать как задел на будущее — то ли как рукотворный памятник Лукашенко к выходу на пенсию, то ли как маяк, озаряющий будущие сроки правления.
«Похожий на китайский»
Согласно озвученным планам, музей будет повторять контуры карты Беларуси. А перед ним разобьют площадь со скульптурной композицией «Беларусь единая».
Возможно, строить Национальный исторический музей предполагается за китайские деньги. О том, что Лукашенко просил своего «всепогодного партнера» вложиться в «знаковый объект», политик заявлял в июне этого года на встрече с секретарем партийного комитета Пекинского университета Хао Пином и представителями китайских университетов.
— Мы с вами хотим договориться о том, чтобы вы нам помогли, особенно при планировании архитектуры, построить похожий на китайский музей истории Беларуси, — говорил тогда Лукашенко.
Казалось бы, почему беларусский исторический музей должен походить на китайский? Разве у нас общие исторические корни и традиции? Беларус с китайцем — братья навек? Какая-то новая грань суверенитета — история за чужой счет. Тут объяснение может быть как простое – раз дают денег, надо что-то предложить взамен, например, похожесть, — так и посложнее: у такой формы финансирования иное обоснование, к которому мы еще вернемся.
«Целенаправленная историческая политика»
Впрочем, с исторической достоверностью беда будет и безо всяких китайцев. Тем на беларусскую историю, в сущности, плевать со своей Великой стены, хотя от портрета товарища Си на видном месте они, конечно же, не откажутся. Но есть на востоке и более настойчивые интересанты.
История Беларуси сегодня активно переписывается под кураторством россиян. В беларусских городах переименовываются улицы, названные в честь национальных героев. Эти процессы неизбежно скажутся на экспозиции музея.
Образцы шнуровой керамики, конечно, вряд ли украсят китайскими иероглифами. А вот Средние века, новая и новейшая история под угрозой. Нетрудно предположить, каким войнам и в каком объеме будет уделено внимание в этом музее. И под каким соусом будут, если вообще будут, поданы, например, многовековые конфликты сперва ВКЛ, а затем и Речи Посполитой с царством Московским. Как в свете «целенаправленной системной исторической политики» режима окажется представлен межвоенный период XX века. Тут «восточный вектор» предстанет во всей своей красе. А историческую правду, вне всякого сомнения, победит государственная идеология.
«Целенаправленная системная историческая политика» — это формулировка генерального директора Национальной библиотеки, депутата Палаты представителей Вадима Гигина, который тоже порассуждал о новом музее. В ней показательно все — и то, что история превращена в политический инструмент, и то, что она должна «целенаправленно» и «системно» сеять в умах то, что выгодно режиму в данный конкретный исторический момент.
Чтобы ни у кого не осталось иллюзий, еще одна цитата:
— В содержании экспозиции не должно быть никакого националистического или ура-патриотического перехлёста, — заявил Лукашенко на сегодняшнем совещании по строительству музея.
Установка, безусловно, будет выполнена.
— В ней (в экспозиции Национального исторического музея – прим. Reform.news) нужно отразить объективный взгляд на нашу историю, чтобы не только беларусы, но и другие народы могли согласиться с её трактовкой или, во всяком случае, не могли отвергнуть или отрицать её, — пояснил политик.
Тут, как говорится, без вариантов. Мы прекрасно понимаем, кто должен согласиться с этим «объективным взглядом», а кто не сможет его опровергнуть, даже если примется отрицать. Так что вряд ли в новом историческом музее окажется зал, посвященный Кастусю Калиновскому. Понятно и то, как представят восстание 1863-1864 годов. Зато советский период беларусской истории явно займет не один и не два зала. Острые углы с Российской империей тоже обойдут по привычной схеме – подлый Запад-то и вовсе всю дорогу хотел то поработить, а то и вовсе уничтожить. И до сих пор хочет.
Понятно, что задачей экспозиции нового «псевдоисторического» музея станет «целенаправленное» и недвусмысленное продвижение той версии истории, которая устраивает нынешний режим. И которую он использует для обоснования собственного существования. В итоге получим пророссийский вариант беларусской истории за китайские деньги, щедро сдобренный воспеванием заслуг Лукашенко.
Рукотворный памятник
Не берусь даже предположить, сколько места в экспозиции планируется уделить последним тридцати годам нахождения у власти Лукашенко. Но наверняка немало. С большой долей вероятности, это станет новой вехой в построении культа личности политика. А его роль в истории страны станет основной в концепции будущего музея.
Вот что говорил Лукашенко на встрече со студентами Витебского госуниверситета 2 сентября:
«Надо спокойно воспринимать эту действительность. Пусть лучше обо мне хорошо скажут, когда я не буду президентом. Это будет хорошо. А когда ты во власти, начинают тебя захваливать твои подчиненные – я неудобно себя чувствую, даже если понимаю, что этого заслуживаю».
Что же, во-первых, он понимает, что «заслуживает», хоть и чувствует себя при этом «неудобно». Это можно трактовать и так: вы хвалите, хвалите, а с неудобством своим я как-нибудь справлюсь. Во-вторых, «пусть лучше обо мне хорошо скажут» не только сейчас, но и впоследствии. Этакий пока еще стыдливый культ.
Под это «впоследствии» и закладывается фундамент в виде нового исторического музея. Понятно, что венцом «непростого тысячелетнего пути беларусов к обретению государственности» должно оказаться правление Лукашенко.
Не должна сбивать с толку и сказанная политиком фраза о том, что «никакого «Ура!» в отношении там Лукашенко, Петровых, Сидоровых, которые якобы вершили историю, а народа при этом не видно. Все должно быть абсолютно объективно и заслуженно». Объединить Лукашенко с народными чаяниями — задача несложная. А остальное — это как с «синими пальцами». Ну конечно, никто ими за власть не держится. Так и тут – «объективно и заслуженно». Про «заслуженно» было двумя абзацами выше.
Построить новый музей к кампании 2025 года режим не успеет. Строительство нового здания планируют завершить в 2026 году. То есть это — задел на будущее. Экспозиция должна заработать и успеть принять как можно больше посетителей к кампании 2030 года.
Понятно, что сегодня никто не возьмется сказать — будет ли принимать в ней участие Лукашенко. Это зависит от многих объективных и субъективных факторов. Но, так или иначе, — решит ли он выдвигаться сам, или же попытается продвинуть на пост преемника — уже сегодня важно «забронировать» себе место в истории. Занять место «Светоча нации», «Беларусбаши», «Пожизненного старосты Всебеларусского собрания» — титул придумают. Чтобы даже, в случае необходимости уйдя в тень, — продолжать руководить оттуда, оправдывая это ролью, которую он уже сыграл в беларусской истории. А кто не верит или сомневается — сходите в исторический музей, там объяснят.
И возвращаясь к китайским деньгам. Так будет проще убедить легковерных в том, что культ личности у нас в стране «внебюджетный». А что культ за счет китайских товарищей — так у нас же «всепогодное партнерство». Они для «дорогого партнера» музей и возвели. И нечего чужие деньги считать.
«Мы создаём объект не на один год и не на два», — сказал сегодня Лукашенко. Он надеется войти в историю на долгий срок. И оттуда то ли править, то ли благословлять на царство будущих правителей — время покажет.
Да и вообще — увековечивать себя лучше при жизни. А то вдруг потом «благодарные потомки» это дело продинамят.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news