Изоляция Беларуси усиливается. Разбрасываясь налево и направо послами и понижая уровень дипломатических отношений, официальный Минск лишил себя важных каналов коммуникации. В итоге режим рискует оказаться в политическом вакууме, и это может сыграть с ним злую шутку.
Действующий посол Чехии в Беларуси Томаш Перницкий займет пост директора протокола в администрации избранного президента Петра Павела. По сообщениям чешских СМИ, новый посол на замену Перницкому назначен не будет. Его функции будет исполнять временный поверенный.
В фазу «дипломатических войн» беларусские власти вступили сразу после избирательной кампании 2020 года. В октябре официальный Минск предложил Польше и Литве сократить численность диппредставительств в нашей стране. По словам возглавлявшего тогда МИД Беларуси Владимира Макея, решение было связано с «особой негативной ролью, которую руководство указанных стран решило играть в отношении Беларуси». Польша и Литва отозвали из Минска десятки дипломатов, а послы Артур Михальский и Андрюс Пулокас были вызваны в свои столицы для консультаций.
Послы этих государств в нашу страну так и не вернулись. Правительства Польши и Литвы в Беларуси представляют временные поверенные в делах.
В октябре в Берлин для консультаций со своим правительством убыл и посол Германии Манфред Хутерер. Немецкая пресса писала, что правительство ФРГ таким образом проявило солидарность с Польшей и Литвой. Об отзыве своих послов из Минска объявили Великобритания, Эстония и Румыния.
В декабре 2020 года присягу в качестве посла США в Беларуси принесла американский дипломат Джули Фишер. Однако беларусские власти не выдали ей визу. Приехать в нашу страну она так и не смогла, и правительство США приняло решение временно аккредитовать посла в Литве. А после введения Соединенными Штатами санкций, МИД Беларуси и вовсе отозвал согласие на назначение Фишер послом в Минске. В результате дипломат заняла пост специального посланника США в Беларуси. В феврале 2022 года, после начала войны и нападения на Украину с территории нашей страны, посольство США в Беларуси приостановило работу.
В ноябре 2020 года в Минск прибыл новый посол Франции Николя де Лакост. Он вручил копии верительных грамот руководителю беларусского МИД Владимиру Макею. Но менее чем через год французский дипломат был вынужден покинуть Беларусь по предложению МИД Беларуси: истек срок агремана на назначение посла. Как пояснили тогда в беларусском внешнеполитическом ведомстве, Лакост не вручил верительные грамоты Александру Лукашенко.
Здесь самое время разобраться в дипломатических тонкостях. Венской конвенцией о дипломатических сношениях определены три класса, к которым может принадлежать глава представительства страны. Первый класс – посол, второй – посланник, и, наконец, третий – поверенный в делах. Согласно протоколу, посол вручает верительные грамоты лично главе принимающего государства. А поверенному в делах достаточно просто уведомить МИД принимающей страны о своем назначении.
В 2020 году страны ЕС и США не признали результаты беларусских выборов. Тут и возник дипломатический казус – вручение верительных грамот Александру Лукашенко стало бы свидетельством признания его главой Беларуси со стороны правительств тех государств, которые представляют послы. Идти на такой шаг руководство ряда стран нужным не посчитало. А беларусские власти, со своей стороны, настаивали на соблюдении протокола.
Исключением стала Швейцария, посол которой вручила Лукашенко верительные грамоты. Возможно, швейцарское правительство пошло на этот шаг для освобождения своей гражданки Натальи Херше, которая была осуждена в нашей стране за участие в женских маршах 2020 года.
Но и с оставшимися в Беларуси послами власти не особо церемонились. В мае 2021 года беларусские власти потребовали у Чрезвычайного и Полномочного посла Латвийской Республики в Беларуси Эйнарса Семаниса покинуть нашу страну в течение суток. Вслед за ним в течение 48 часов выехать из Беларуси было предложено всему дипломатическому и административно-техническому составу латвийского посольства. Латвии было разрешено оставить «одного административно-технического сотрудника для ухода за зданием». Такое решение было принято после истории с заменой государственного флага Беларуси на флагштоке в центре Риги на бело-красно-белый флаг с «Погоней». С тех пор резиденция посла находится в столице Латвии.
Летом 2021 года, после введения Евросоюзом санкций в отношении режима, беларусский МИД порекомендовал выехать для консультаций в Брюссель главе представительства ЕС в Беларуси Дирку Шубелю. С этого момента ЕС в нашей стране представляет временный поверенный в делах Эвелина Шульц.
В августе 2022 года Беларусь покинула посол Швеции Кристина Юханнессон. Причиной стало окончание каденции. Нового посла шведское правительство решило не назначать – интересы этого государства в Беларуси представляет временный поверенный в делах Ева Сундквист. Теперь очередь дошла и до Чехии.
Официальный Минск тоже отзывал своих послов. В 2021 году после отъезда из Беларуси посла Франции Николя де Лакоста из этой страны был отозван посол Беларуси Игорь Фисенко, а в июле 2022 года – посол нашей страны в Великобритании.
Результатом такой политики стало понижение уровня дипломатических отношений. Кто-то из послов выслан, кто-то отозван, интересы представляют временные поверенные – в столь глубоком кризисе беларусские отношения со странами ЕС и с рядом других государств еще не бывали.
Казалось бы, подобные решения имеют сугубо символическое значение и не означают закрытия каналов для коммуникаций с правительствами тех стран, которые представлены на уровне временных поверенных в делах. Однако это свидетельствует о достаточно высоком уровне напряженности в отношениях между государствами. По мере окончания каденций у оставшихся послов наша страна рискует остаться в политическом вакууме. Это, между прочим, и есть одна из примет утраты субъектности.
А размахивание шашкой и выдворение послов может сыграть с официальным Минском злую шутку. Вероятно, намеренно ухудшая отношения со странами Евросоюза и США, беларусские власти не рассчитывали, что им в недалеком будущем придется искать каналы для коммуникации с правительствами этих государств. Но ситуация быстро меняется – победа России в войне уже не выглядит столь вероятной, как в феврале 2022 года. Санкции влияют на экономику, при этом нельзя исключать и усиления санкционного давления. Не за горами то время, когда режиму волей-неволей придется искать пути для нормализации отношений с Западом. И отсутствие в Беларуси дипломатов высокого ранга может значительно осложнить этот процесс. Особенно, если важные решения нужно будет принимать быстро.
При этом кольцо вокруг Беларуси сжимается. Польша и Литва перекрывают границы – вслед за закрытием очередного погранперехода «Бобровники – Берестовица» польские власти заявляют о готовности полностью заблокировать границу с Беларусью. Литва закрыла переход «Стасилос — Бенякони» для беларусских поездов. Решать проблемы с соседями необходимо, но, войдя в дипломатическое пике и понизив уровень дипломатических отношений, Минск сам усложнил для себя эту задачу.
Пока режим не предпринимает видимых шагов для нормализации поставленных на паузу дипломатических отношений. Нельзя исключать, что и не может, поскольку стал слишком зависим от Москвы и от собственных «ястребов», поэтому пространство для маневра ограничено. Впрочем, независимо от причин, последствия этого бездействия могут оказаться плачевными. Изоляция – не лучший инструмент для выживания. Нельзя исключать, что вскоре проблема вручения верительных грамот и соблюдения дипломатического протокола окажутся вовсе не главными проблемами режима. А всерьез обсудить насущные вопросы ему будет уже просто не с кем.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.