Новое нефтяное соглашение Беларуси и России. Объясняем на пальцах

Главное
Фото: Jesse Bowser, unsplash.com

7 февраля Лукашенко и Путин согласовали поставки российской нефти в Беларусь. Прошло три дня, а ясности, о чем договорились стороны, так и не появилось. Попытаемся предельно просто объяснить, как именно теперь Беларусь будет покупать нефть в России.

Ключевая идея, о которой сразу после переговоров рассказал замглавы Администрации российского президента Дмитрий Козак, а затем его слова подтвердил первый вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой — Беларусь будет покупать нефть «по мировым ценам».

У наблюдателей возник резонный вопрос, зачем же тогда Беларусь так долго торговалась, если в итоге получила стоимость нефти такую же, как если бы покупала ее на мировом рынке? Дьявол, как всегда, кроется в деталях. О подробностях нефтяной сделки Дмитрий Крутой рассказал еще раз сегодня в интервью БелТА. Итак.

Что такое «мировые цены на нефть»?

По словам Крутого, это цена нефти по формуле экспортного нетбэка, когда за основу берется стоимость нефти в Западной Сибири, без учета затрат на транспорт по направлению поставки и пошлин.

Российские компании, по словам первого вице-премьера, хотят к этой цене добавить премию. Беларусская сторона не согласна и будет вести переговоры с российскими поставщиками отдельно. Так, группа компаний «Сафмар» в первые месяцы 2020 года поставляла нефть в Беларусь без премии.

Что происходит с пошлинами на нефть и нефтепродукты?

Дмитрий Крутой напомнил, каким образом стороны договорились поступать с пошлиной. В декабре 2019 года Беларусь и Россия подписали индикативный баланс на поставки нефти на 2020 год — предусмотрена поставка 24 млн тонн без уплаты Беларусью пошлины.

Очевидно, Беларуси столько нефти для внутреннего рынка не нужно. Из нее будут произведены нефтепродукты, большая часть которых отправляется на экспорт. При этом на нефтепродукты также установлена пошлина.

Согласно договоренностям 2014 года, до создания в ЕАЭС общих рынков нефти и нефтепродуктов в 2024 году, Беларусь может до $1,5 млрд экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты оставлять себе. А затем, после запуска в 2015 году налогового маневра, стороны вообще отменили это ограничение (всего Беларусь с 2016 по 2018 год получила суммарно $2,3 млрд).

До конца 2019 года действала еще одна схема, когда Беларусь просто перепродавала 6 млн т российской нефти и всю пошлину за нее забирала в свой бюджет.

С 2020 года такой возможности нет, однако чем именно новое соглашение отличается от схемы с «перетаможкой» понять тяжело. По сути, Беларусь и далее будет забирать экспортную пошлину, при этом доказать, что наша страна не смогла переработать весь объем российской нефти будет крайне сложно.

Единственный негативный фактор — это снижение поступлений от экспортных пошлин за счет налогового маневра, который фактически к 2024 году сведет нефтяные сверхдоходы Беларуси к нулю.

Еще раз, фактическая цена нефти для Беларуси в 2020 году будет на 17% ниже мировой.

Доступ к трубе «Транснефти»

Стороны договорились, что Минэнерго России не будет препятствовать поставкам мелких поставщиков по трубе в Беларусь. Это еще раз подвердил Дмитрий Крутой. Он объяснил, что с 15 по 23 февраля «Транснефть» будет принимать заявки на мартовский транзит и именно до этих дат нужно договориться с поставщиками о поставках без премии. Уже сейчас готова поставить 450 тыс. тонн компания «Сафмар» и 20 тыс. т — «УДС Нефть».

Свободные поставки по трубе открывают возможности для импорта нефти из Казахстана. Переговоры об этом продолжаются.

О чем стороны предпочитают не говорить

А теперь давайте подумаем, какие возможности такое соглашение дает Беларуси.

Наша страна, по сути, временно отбилась от жгучего желания Кремля здесь и сейчас «глубоко интегрироваться» и получила, хотя бы формально, несколько лет передышки и подушку безопасности в виде поступлений от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это время хорошо бы использовать для завершения модернизации НПЗ, диверсификации поставок сырья и поиска новых рынков сбыта для другой критически важной продукции беларусского экспорта. Вообще речь должна идти о полноценных масштабных структурных реформах и радикальном сокращении перекрестного субсидирования и неэффективного госсектора.

Новая нефтяная сделка вновь дает приближенным к власти бизнесменам широкое поле для махинаций в нефтяной сфере. Беларусь уже сейчас отправляет добытую нефть в стране на экспорт, а на НПЗ перерабатывает исключительно российское сырье. Что мешает теперь с минимальными манипуляциями отправлять большую часть из 24 млн т, поступающих из России, на экспорт, а собственные НПЗ загрузить той же казахской или норвежской нефтью марки Johan Sverdrup, которая максимально близка по характеристикам к Urals и оптимально подходит беларусским НПЗ.

В конце концов, есть персональная выгода Александра Лукашенко, который может избраться на новый срок без лишних издержек и выплатить бюджетникам обещанные прибавки к зарплатам.

Воспользуется ли беларусская власть новым подарком судьбы — вопрос открытый. Опыт последних десятилетий показывает, что шанс невелик.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news (ранее REFORM.by)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: