Новая военная доктрина: враг внутренний страшнее НАТО

Комментарий
Фото: E. Daneyko, DW

Опубликован текст новой военной доктрины Беларуси. Сразу оговорюсь: это — не постатейный анализ документа, а лишь первое впечатление от знакомства с ним. Противник назван по имени, внутренних конфликтов режим опасается ничуть не меньше, чем внешней интервенции, а противоборство «чуждым» идеологиям вынесено на первый план.

Знать врага в лицо

В прежней редакции, в главе, описывающей военно-политическую обстановку, использовались достаточно обтекаемые формулировки. Например, фиксировалось обострение борьбы государств и их коалиций «за лидирующие позиции в мире», «контроль над рынками» и «движением сырьевых ресурсов». Отмечалось, что «геополитические центры стремятся к расширению зон своего стратегического влияния», что приводит «к ущемлению и блокированию интересов других государств». А отдельные страны стремятся обеспечить свое лидерство, применяя военные средства для достижения своих целей.

Отмечалось, что «вмешательство во внутренние дела отдельных государств, в том числе европейских», может провоцировать внутренние вооруженные конфликты, дестабилизируя ситуацию в регионе и угрожая международной безопасности. Упоминались концепции и механизмы смены с «использованием военной силы действующей государственной власти в других государствах или нарушения их территориальной целостности».

Заметьте – ни одно из государств в доктрине не было поименовано. Более того, учитывая, что предыдущая редакция доктрины принималась в 2016 году, то есть уже после вмешательства РФ во внутренние дела Украины и возникновения там сепаратистских образований в виде так называемых ЛНР и ДНР, под описание подпадал и этот прецедент. Что не исключено, учитывая достаточно нервную реакцию на эти процессы, которая возникла в тот момент у беларусского режима.

В новой редакции доктрины все иначе. Она уже фиксирует разрушение «однополярной модели мироустройства». Назван и виновник разрушительных тенденций: коллективный Запад во главе с США, которые противостоят «другими геополитическими центрами силы». Коллективный Запад, «стремясь сохранить свою гегемонию и не считаясь с интересами других государств, пытается осуществлять контроль за ресурсами всей планеты». Что провоцирует конфронтацию и  «способствует разбалансированию существующих механизмов сдержек и противовесов».

Доктрина фиксирует неизбежность краха «однополярного миропорядка», что повышает вероятность прямого военного столкновения. В то же время деятельность международных организаций «уже не является сдерживающим фактором от развязывания войн». Далее в ряде пунктов повествуется об «оккупационной логике» США и их союзников, агрессивной политике соседей Беларуси в лице Польши и стран Балтии. Упомянут «спровоцированный» и подпитываемый Западом конфликт в Украине.

Все эти поддерживаемые режимом российские нарративы, включая знаменитые биолаборатории — «использование США территории и населения подконтрольных им государств как полигона для развертывания военно-биологической деятельности», — и определяют «спектр военных опасностей» для Беларуси.

Таким образом, противник назван. Это США, НАТО и «коллективный Запад». И это – одно из самых значительных изменений в новой редакции военной доктрины.

Ну а если исходить из предложенной доктриной классификации военных опасностей по степени эскалации и характеру — на уровне риска, вызова, военной угрозы и угрозы агрессии, то, судя по риторике беларусского режима, наша страна находится на самом высшем, четвертом уровне. Или, как минимум, вплотную приближается к нему.

Борьба с идеями

Внешние угрозы в документе расписаны подробно. Но значительное место в нем занимает описание внутренних угроз, что наводит на определенные размышления.

В предыдущей редакции доктрины в главе №4 описывались основные военные опасности, которые делились на внешние и внутренние. В новой «потенциальные внутренние военные опасности» вынесены в отдельный параграф.

И первым же пунктом в нем значится «пропаганда идей, разработка планов по смене действующей власти». В прошлой версии ничего подобного не было.

Еще одна угроза — «распространение в беларусском обществе идей космополитизма, апатридизма и других, ведущих к отказу от традиционных духовно-нравственных ценностей и ориентиров в исполнении гражданами Республики Беларусь обязанности и священного долга по защите Отечества». В предыдущей редакции этот пункт выглядел так: «ослабление в обществе чувства патриотизма, готовности граждан Республики Беларусь к вооруженной защите Республики Беларусь». Согласитесь, разница более чем существенная.

Очевидно, что борьба с «деструктивными», по мнению беларусского режима, идеями в стране будет продолжена. Но теперь любая оппозиционная режиму деятельность подпадает и под категорию «военных опасностей». Что в перспективе открывает путь, в том числе, и к усилению ответственности. Например, расширению практики применения формулировки «измена государству» для преследования политических оппонентов.

Внутренние опасности

Это напрямую касается и прочих «внутренних опасностей», нашедших отражение в доктрине.  Среди нововведений есть и «провоцирование в обществе вражды или розни по идейно-политическим убеждениям либо по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности». Практически статья из УК, с помощью которой режим сегодня карает своих идеологических противников за комментарии в сети Интернет.

Кроме того, «основными потенциальными внутренними военными опасностями на уровне вызова» (то есть второго по степени значимости маркера военных опасностей) признаются:

  • создание либо финансирование организаций (организованных групп), деятельность которых направлена на подготовку, пособничество, подстрекательство к смене действующей власти с применением средств вооруженной борьбы.
  • осуществление агитации, подрывающей доверие населения Республики Беларусь к военно-политическому руководству государства и принимаемым им решениям по поддержанию обороноспособности государства, в том числе по повышению престижа военной службы и мотивации к защите Отечества.
  • умышленные действия (бездействие) отдельных граждан Республики Беларусь направленные на причинение вреда военной безопасности государства, измена государству.
  • перерастание вражды или розни по идейно-политическим убеждениям либо по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности в массовые беспорядки.

Среди угроз и «возникновение вооруженного противостояния между различными слоями беларусского общества по идейно-политическим убеждениям либо по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности».

Все эти пункты в доктрине появились впервые. И это свидетельство дальнейшего закручивания гаек. По сути, любая критика режима, в том числе и этой доктрины, при необходимости может быть приравнена к военной опасности второго уровня. И стать основанием для преследования. При желании под вышеперечисленные пункты можно подвести очень многое. Те же массовые беспорядки теперь можно квалифицировать и как «военную опасность» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Не слишком ли много внимания внутренним угрозам в спокойной и стабильной стране? После знакомства с доктриной возникает стойкое ощущение, что этих самых внутренних угроз режим боится гораздо больше, чем гипотетической внешней интервенции или конфликта с НАТО.

Внесение этих пунктов в военную доктрину может свидетельствовать о переходе от авторитаризма к полноценному тоталитаризму. Где даже дискуссия в обществе рассматривается как военная угроза. И как основание для привлечения армии к подавлению протестов. Возможность ее использования для этих целей появилась еще в 2021 году, после принятия поправок в закон «О чрезвычайном положении». Теперь есть и обоснование — военная доктрина.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: