Известный российский журналист Николай Сванидзе на радио «Серебряный дождь», в эфире программы «События недели» 26 апреля, рассказал о том, что, по информации из минских источников, Лукашенко получил от России предложение стать премьер-министром объединенного государства в 2024 году.
Комментируя ситуацию с поставкой загрязненной российской нефти в Беларусь, Сванидзе отметил, что «это все в русле беларусско-российских отношений». И рассказал, что у него есть по этому поводу информация.
— Я не хочу это называть сплетней… Это не сплетня, это такой слушок, который прошелестел и дошелестел до меня, но из достаточно высоких сфер минских. А слушок такой: в русле этих переговоров российско-беларусских об объединении продолжается очень разноообразное воздействие со стороны Москвы на Минск. И поступило новое предложение «Батьке», с нашей стороны, от Кремля, и там сейчас вроде как идет торговля. А именно — что «Батька» будет премьер-министром объединенного государства.
На ремарку ведущего Виктора Набутова о том, что это вопрос полномочий, Сванидзе подчеркнул:
— Нет, это сделано ему такое предложение. Что он будет не генерал-губернатором субъекта федерации под названием Беларусь или нескольких субъектов, а он будет премьер-министром объединенного государства.
— Будет премьер-министром, которого президент может в любой момент уволить? — усмехается ведущий. — А почему не наоборот?
Сванидзе отвечает, что детали ему неизвестны, а не наоборот потому, что «когда объединяются большой и маленький, большой становится главным».
— В данном случае это никого не волнует, потому что объединяются две независимые единицы, — возражает ведущий.
— Я не исключаю, что Батька задается тем же вопросом, — говорит журналист. — Тем не менее, ему предлагается шесть лет, с момента объединения все обнуляется. Ведь в чем смысл объединения? Все обнуляется.
— Двенадцать лет, — предполагает Набутов.
— Ему предлагается на 6 лет, как мне сказали, стать премьер-министром. Но где шесть, там и двенадцать, не знаю, — пожимает плечами гость студии.
— С другой стороны, что он может гарантировать собственной номенклатуре, которая пойдет под нож по-любому? Как с крымской, например, — спрашивает ведущий.
— Совершенно верно, у этого предложения тоже есть свои минусы. И своей номенклатуре что он сможет гарантировать, и своему сыну Коле? Тем не менее такое предложение поступило, и оно сейчас серьезно обдумывается, — подчеркнул журналист.
На вопрос ведущего, рассматривает ли Николай Сванидзе всерьез возможность так называемой «глубокой интеграции» Беларуси и России, тот ответил, что рассматривает это «совершенно серьезно»:
— Потому что это один из вариантов решения проблемы 2024 года, не дожидаясь 2024 года. (Речь о том, что в 2024 году истечет законный второй срок президентства Путина, и, как предполагается, он ищет способ остаться у власти и сделать это в рамках закона).
— Это с нашей точки зрения, а с их точки зрения это совершенно не решение проблемы, — возражает ведущий. — Что они, наши проблемы будут решать?
— Совершенно верно. Им делаются предложения, все более, на наш взгляд, привлекательные, они сопровождаются какими-то обещаниями, уже не столь привлекательными, — в случае отказа от этих предложений, по всей видимости. Дальше — это предмет переговоров, — резюмирует Сванидзе.
Виктор Набутов предложил задать слушателям вопрос, кого бы они хотели видеть президентом объединенного государства — Лукашенко или Путина. Сванидзе же отметил, что не менее интересно было бы спросить у россиян, как они относятся к перспективе объединения России и Беларуси. В студии отметили, что, из их опыта общения, 95% беларусов категорически против такого объединения. Но, по словам Николая Сванидзе, и среди россиян далеко не все поддерживают такую идею. Вторая ведущая зачитала пришедший на канал комментарий о том, что беларусы не согласятся на объединение: «уже выросло поколение молодняка, которые пока молчали, но они более ориентированы на Запад, плевать они хотели на Россию».
— Несомненно, но решать будет Батька, — ответил на это Николай Сванидзе.