Запущенный режимом всенародный флешмоб с призывом «Надо!» удивляет не сутью, а своей скомканностью. То, что Лукашенко накануне переназначения необходимо сымитировать «всенародную любовь», абсолютно предсказуемо. Только вот старт этой акции странным образом не совпадает с объявленными сроками кампании.
Сперва напомним хронологию событий. 23 октября Палата представителей назначает «выборы» на 26 января 2025 года. В этот же день на саммите БРИКС в Казани, в интервью российской пропагандистке Ольге Скабеевой, Лукашенко заявляет, что будет участвовать в этих «выборах». Последующее заявление пресс-секретаря Лукашенко Натальи Эйсмонт о том, что ответ политика Скабеевой «был не такой однозначный», убедительным не выглядит. Ведь сказанная политиком фраза «Да, Оля, пойду на выборы президента», по сути не оставляет пространства для двусмысленных трактовок. Ну а произнесенное им следом уточнение «если вот сторонники мои скажут, что это «надо»», оказалось разбавлено однозначным утверждением «они конечно же скажут». Тем более, что новость изначально разнеслась из ТГ-канала Скабеевой, где никаких уточнений от Лукашенко не приводилось.
Уже 26 октября в так называемый ЦИК были представлены документы о регистрации инициативной группы граждан по сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения Лукашенко.
И лишь на следующий день, 27 октября, приближенный к Лукашенко ТГ-канал «Пул первого» публикует первый ролик в рамках «республиканской акции» «Надо!». Дальше видео сыплются как из рога изобилия. Кого там только нет — работники «Белоруснефти», спецназ, молодые парламентарии, минские журналисты, «Беллегпром» и баскетболисты. Административный ресурс включился на всю катушку. Очевидно стремление продемонстрировать всенародную поддержку решения Лукашенко. Но сроки-то, сроки!
Все же логичнее было бы сделать наоборот. Сначала всенародный клич на царство, многоголосым хором доносящийся из разных уголков страны. И только после того, как призыв от всех без исключения слоев населения достигнет апогея, объявление даты «палаткой» и великодушное согласие политика, который прислушался к умоляющим и готов выдвигаться. А так картинка получается смазанная. Что толку голосить «надо!», когда Лукашенко и так уже ответил «есть»?
Конечно, виной всему может быть непродуманность идеи. Инициаторы флешмоба хотели как лучше, а получилось как всегда. Или же упущенное время. Так бывает, когда неповоротливые госорганы что-то задумали, но на согласование ушло гораздо больше времени, чем ожидалось. Возможно. Хотя есть и иное объяснение. Просто события вокруг кампании неожиданно стали развиваться не по писанному заранее сценарию.
И всенародный флешмоб действительно должен был начаться до объявления даты «выборов». Просто по каким-то причинам сроки сдвинулись. В результате чего весь разработанный и утвержденный план посыпался.
То есть изначально «выборы» и впрямь могли планироваться, скажем, на февраль. И на акцию «Надо» отводились конец октября – начало ноября. А за флешмобом должно было последовать все остальное. Тогда сроки, что называется, бьются, а всенародный зов не выглядит настолько запоздавшим.
В пользу неких неожиданностей и спешки в утверждении даты переназначения Лукашенко на седьмой срок свидетельствует и экстренно проведенное заседание Палаты представителей, на котором спущенная сверху дата была принята. По крайней мере, изначально в расписании основных мероприятий депутатского корпуса такое заседание не значилось.
Все это может свидетельствовать о том, что сроки проведения кампании действительно пришлось неожиданно сдвигать. И переносить заветную дату «выборов» на более ранний срок. Например, с февраля или марта на январь 2025 года.
Ну а назначенный уже флешмоб решили не отменять — зря, что ли, готовились, народ будоражили. Все снятое надо использовать. Сделав вид, что так оно и было задумано.
Теперь о главном — что же могло произойти такого, что вынудило менять намеченный график? Об этом мы можем только гадать. Но действительно нельзя исключать того, что Лукашенко неожиданно для себя узнал нечто, ставшее в итоге причиной пересмотра прежних сценариев. Такую версию предложил аналитик Сергей Чалый. Он полагает, что «случилось какое-то не рядовое событие», которое потребовало «буквально в считанные часы» внести коррективы в первоначальные планы.
Речь, вероятнее всего, должна идти о событиях, которые способны в значительной мере изменить ситуацию в нашем регионе. И вряд ли они произойдут непосредственно в Беларуси. Скорее, вокруг нее. Например, эскалация на фронтах российско-украинской войны. Или, наоборот, начало переговоров по урегулированию конфликта. В общем, нечто крайне важное, что и вынудило перенести процедуру своего переназначения на более ранний срок. Чтобы не отвлекаться на процесс тогда, когда это будет совершенно не ко времени.
Гадать — дело, конечно, неблагодарное. Да и кроме названных, можно изобрести еще немало факторов, способных внести коррективы в планы режима и потребовать от него ускорения. Тем не менее не стоит исключать и того, что ближе к концу зимы – в начале весны следующего года действительно произойдут некие важные события. Поживем — увидим. Ведь может статься и так: флешмоб выглядит странным просто потому, что точно таким же странным и несвоевременным оказывается многое из того, за что берется беларусский режим.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news
Клоуны сказали «Надо!», старый хрен ответил «Есть!»