Иллюстративное изображение сгенерировано с помощью ИИ
Маховик репрессий в Беларуси вновь увеличил обороты — по данным «Вясны», за последние недели в одном только Минске сотни человек стали фигурантами уголовных дел за участие в протестах 2020 года. Рост репрессий правозащитники связывают с предстоящим истечением срока давности по соответствующей статье Уголовного кодекса. Однако этот фактор может быть не единственной причиной тому, что режим еще жестче закручивает гайки.
Правозащитники отмечают, что уже этой осенью истекает срок давности по статье 342 УК Беларуси — «Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них». После этого участников протестов нельзя будет осудить по этой конкретной статье. Вот силовики и торопятся за оставшееся время схватить как можно больше. Приближенные к силовикам ТГ-каналы постят видео с протестами 2020 года с просьбой к гражданам опознать участников и сообщить о них куда следует.
Аргумент об истечении срока давности можно принять во внимание. Однако кроме статьи 342, в арсенале режима и после осени останется немало инструментов для преследования инакомыслящих — как за участие в протестах, так и за другие «прегрешения». Например, статья 293 УК — «Массовые беспорядки». Да, в ней есть оговорки — участие должно сопровождаться «насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти». Возможно, ее несколько сложнее инкриминировать, однако мы знаем, что законы в современной Беларуси трактуются крайне широко и вовсе не в пользу тех, кто заподозрен в нелояльности.
Очевидно, что силовикам поступило распоряжение усилить репрессии. Сигнал был прочитан и подхвачен на всех этажах режимной пирамиды. Вот уже председатель Лидского райисполкома Александр Версоцкий на расширенном совещании местного РОВД призывает силовиков «не останавливаться» и продолжать преследование тех, кто хотел «страну перевернуть». Ему вторит пропагандист Григорий Азаренок с требованием опознавать и «сдавать» «острокопытных».
И все же истечение срока давности по статье 342 может оказаться не единственной причиной решения вновь усилить репрессии. На это могли повлиять и другие факторы.
Во-первых, режим, как он наверняка считает, сделал ряд важных шагов для «потепления» с Западом. За визитом в Беларусь спецпосланника США Кита Келлога последовало освобождение четырнадцати беларусских политзаключенных, в том числе Сергея Тихановского. Нетрудно догадаться, что официальный Минск рассчитывал на ответные шаги.
Александр Лукашенко сделал ход, однако реакции на него не последовало. Или она оказалась не той, на которую рассчитывали в Минске. Со стороны США подвижек не заметно. Снимать санкции никто не торопится. Более того, страны ЕС ввели новый, уже восемнадцатый по счету пакет санкций, включающий и меры против Беларуси. Один из спикеров режимной пропагандистской машины Юрий Воскресенский в разговоре с правозащитником Павлом Судаленко не скрывал разочарования, вопрошая — где «плюшки» за освобождение?
«Плюшек» нет, вот режим и решил в очередной раз продемонстрировать, на что способен, хватая взамен десятков освобожденных сотни новых заложников. К тому же бенефициары репрессий в Беларуси — в первую очередь силовики — судя по косвенным признакам, оказались недовольны диалогом с США и освобождением части политзаключенных. Лукашенко даже вынужден был оправдываться перед ними за «непрямолинейность» своей политики на торжественном собрании по случаю Дня Независимости. Теперь же ветер изменился, и карательные органы снова получили карт-бланш.
Какие еще движения политических воздушных масс могли повлиять на разворот флюгера? Тут самое время вспомнить о «во-вторых». На днях президент США Дональд Трамп пригрозил России жесткими мерами, в случае если мирное соглашение с Украиной не будет заключено в течение 50 дней. Понятно, что на уступки под давлением Кремль не пойдет. Де-факто ситуацию можно расценить и так, что Москва получила время на достижение своих целей в Украине. Чем закончится ожидаемое российское летнее наступление — предсказать невозможно. Однако Владимир Путин, скорее всего, постарается выжать из него максимум. А значит, нельзя исключать, что Москва бросит в бой все ресурсы. Возможно, задействовав, в том числе, и Беларусь. В этом случае накануне необходима тотальная «зачистка». Что и происходит сегодня.
Но даже если опасения по поводу беларусского плацдарма преувеличены, крайне трудно прогнозировать то, что последует за отведенными Трампом пятьюдесятью днями. Пролонгация Вашингтоном сроков? Мир на российских условиях? А если Россия не сможет прорвать фронт? Каким окажется статус-кво, не знает никто. Может, Лукашенко придется пойти на компромиссы и прикрутить фитилек репрессий? К этому, с точки зрения режима, тоже выгоднее подготовиться заранее, покрепче «закошмарив» все, что можно, внутри страны. Пока на это есть время.
Лукашенко использует изменившуюся, прежде всего внешнеполитическую ситуацию, для собственной выгоды. Как бы не развивались события в дальнейшем, он оказывается в выигрыше.
Чуть подрасслабившаяся после ряда освобождений общественность снова запугана, подрастраченный было «обменный фонд» восстанавливается с избытком, силовики довольны главнокомандующим. Подует с другой стороны — паруса всегда можно переставить. Но пока ветер благоприятствует закручиванию гаек. И команду «наказать всех» никто не отменял.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news