Александр Лукашенко недоволен тем, как в Беларуси идет поиск полезных ископаемых. В частности, он не верит, что в стране в значительной части исчерпаны запасы нефти. По его словам, ее просто плохо ищут.
«Бывало, в советские времена мы добывали около восьми миллионов тонн нефти. Я не зря называю эту цифру. Природные, геологические условия Беларуси все знают. Восемь миллионов тонн мы добывали нефти. Сегодня добываем примерно два миллиона. В чем дело? Мне объясняют: выкачали всё. Я в это не верю», — сказал он.
Он подчеркнул, что все полезные ископаемые являются национальным достоянием и стратегическим запасом. При этом нужно искать то, чего в Беларуси пока не обнаружено, а также наращивать запасы имеющихся ископаемых.
«А то, чего мы не имеем, но рассчитываем иметь, надо искать. Ищем плохо, положились на одну компанию, на одного человека… Во главу угла государство всегда ставит вопросы интенсивного освоения месторождений, эффективности и рационального использования. А также внедрения самых передовых технологий добычи, переработки и особенно поиска новых полезных ископаемых», — добавил он.
По его словам, темпы прироста добычи нефти неудовлетворительны.
«Меня информируют, что на сегодняшний день промышленные запасы беларусской нефти составляют около 45 миллионов тонн. За 2016–2023 годы они приросли на 14 миллионов тонн, в том числе только в 2023 году – на 2,5 миллиона, что является рекордом за последние 40 лет. Применение новых технологий, наращивание объемов сейсморазведки и бурения позволили начиная с 2017 года обеспечить рост добычи нефти в среднем на 20 тысяч тонн в год. Что дальше? 20 тысяч тонн в год – это слезы», — сказал он.
Надо отметить, что в разные годы Лукашенко требовал найти в стране различные полезные ископаемые: речь шла и об алмазах, и о золоте, и о природном газе. Нередко такие заявления совпадали в теми или иными проблемами в экономической сфере, например, спорами с РФ по поводу поставок газа и их цены. Сегодня он упомянул санкции. По его мнению, ископаемые обеспечивают суверенитет и стабильность экономики.
«Они залог суверенитета и стабильности экономики. Еще актуальнее это сейчас, когда в отношении Беларуси с каждым годом усиливается санкционное давление. Пришло время сверить часы. И найти решения для самых проблемных и недостаточно проработанных вопросов», — сказал он.
«Какие перспективы по разработке скважин и что будем делать с трудноизвлекаемыми запасами? На сколько лет вперед прописаны планы по геологоразведке? Хватает ли собственных специалистов и оборудования?», — потребовал отчета Лукашенко.
«Наша общая цель — не только производить продукцию с максимальным использованием отечественного сырья. Есть три кита, три драйвера роста, которые позволят нам развиваться дальше. Это эффективность, импортозамещение и экспорт», — продолжил Лукашенко.
Он обратил внимание на то, что в стране нет единого контроля за разработкой месторождений. В разработке недр заинтересованы разные ведомства. Они часто руководствуются только своими интересами. В качестве примера он привел разработку карьеров: дорожники забирают из них песок, но под песком могут быть другие ископаемые, оценку которых никто не проводит.
«Где курирующая роль Минприроды? Знаю, такая задача вам ставилась больше года назад. Что изменилось за это время?» — спросил он.
Лукашенко подверг критике работу по рекультивации карьеров. Он также констатировал, что производственные мощности по добыче местного сырья не загружены на 100%.
«Практически по каждой позиции должно быть 100%, если мы мощности создали. Работаем наполовину! — При этом, несмотря на наличие достаточной сырьевой базы в стране, за прошедший год импортировали гальки, гравия, щебня почти 300 тыс. т, того, что у нас есть. Потрачено более 18 млн долларов. Песков природных закуплено 50 тыс. т почти на 5 млн долларов. Огромные цифры. Цены на полезные ископаемые год от года растут. А мы вместо того, чтобы шевелиться и взять то, что буквально лежит под ногами, безропотно платим», — сказал он.