Минский художник Алексей Кузьмич, который в октябре устроил «голый протест» против цензуры на открытии выставки в Национальном центре современных искусств, не будет привлечен к ответственности. Как объяснил его адвокат Сергей Зикрацкий, все сроки для этого вышли — 17 декабря было последним днем, когда дело могло быть рассмотрено в суде.
Напомним, протестный перформанс прошел 3 октября. Алексей Кузьмич пришел на открытие выставки, где была и его экспозиция, полностью голым с табличкой «Министерство культуры», прикрывающей половые органы. Так он выразил несогласие с цензурой, которую НЦСИ устроил его работам. После этого руководство учреждения заявило, что художник своей акцией оскорбил Минкульт и общество и нанес ущерб репутации НЦСИ, на него написали заявление в милицию.
В итоге проверка, сообщал Алексей Кузьмич в Facebook, не нашла в его действиях состава преступления. После отказа в возбуждении уголовного дела было начато административное производство по статье КоАП о мелком хулиганстве. По закону с этого момента его могли привлечь к ответственности в течение двух месяцев.
«За это время протокол составлялся, отправлялся в суд, возвращался правоохранителям для доработки, потом снова составлялся и снова должен был быть отправлен в суд», — написал адвокат Сергей Зикрацкий в Facebook.
17 декабря двухмесячный срок истек, а дело в суд так и не поступило. Теперь Алексея Кузьмича по закону нельзя привлечь к ответственности по данному факту.
Адвокат отметил, что он и подзащитный хоть и довольны, но все же несколько разочарованы таким исходом, поскольку тщательно подготовились к тому, чтобы доказать право художника на свободу творчества и самовыражения в суде.
«Все-таки между «не привлечен к ответственности» и «не виновен» — огромная пропасть. На самом деле мы искренне хотели суда и готовились к нему. И нам было что сказать на суде», — написал Зикрацкий.
По его словам, они получили заключение одного искусствоведа, еще один должен был выступить в суде, изучили историю подобных обнаженных перформансов в Европе и, кроме того, собирались поднять вопрос о цензуре в НЦСИ.
«Мы хотели напомнить, что многие вещи и модели поведения, которые сегодня рассматриваются как допустимые, — осуждались (а иногда и преследовались) еще несколько десятилетий назад. И изменение общественного мнения относительно таких вещей и моделей поведения происходит именно благодаря подобным акциям, камин-аутам и активности отдельных групп общества», — отметил Зикрацкий.