Миллионы афганских беженцев. Запад опасается новой волны миграционного кризиса из Беларуси

Главное
Афганские беженцы в Иране. Фото: EU/ECHO Pierre Prakash

Беларусь и Иран возобновляют прямое авиасообщение и обсуждают упрощение визового режима. А значит нельзя исключать, что закрытый в марте пункт размещения мигрантов в «Брузгах» придется открывать вновь.

Новая волна миграционного кризиса?

Во вторник, 18 апреля, первый тестовый рейс по маршруту Тегеран — Минск — Тегеран совершил самолет иранской авиакомпании Mahan Airlines. А на следующий день начальник главного консульского управления МИД Ирана Алиреза Махмуди встретился в Минске со своим беларусским коллегой Андреем Кожаном. На встрече также присутствовали представители Госпогранкомитета и МВД Беларуси. Иранская сторона заявила, что для продолжения прямого авиасообщения с нашей страной необходимо упрощение визового режима между Беларусью и Ираном.

Ближайшие соседи нашей страны – Польша и Литва – уже забили тревогу. По мнению политиков этих государств, открытие рейсов из Тегерана в Минск может быть «попыткой запустить новое миграционное направление и привести к активизации гибридной операции с использованием мигрантов». Об этом заявил госсекретарь канцелярии премьер-министра Польши Станислав Жарын.

Министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте тоже полагает, что после возобновления прямого авиасообщения между Беларусью и Ираном риски новых миграционных потоков существенно возрастают. «Я очень серьезно отношусь к этому как к новой угрозе», – отметила она.

Рука Москвы

Первая волна миграционного кризиса тоже начиналась с того, что в 2021 году Беларусь значительно увеличила количество авиарейсов в страны Ближнего Востока. Премьеры Литвы, Латвии, Эстонии и Польши назвали хлынувший после этого через границы поток мигрантов из стран Ближнего Востока гибридной атакой со стороны Беларуси.

Пограничные службы Польши, Литвы и Латвии по-прежнему периодически сообщают о новых попытках нелегальных мигрантов перейти границу с территории нашей страны. Мигранты, пусть и в меньшем количестве, все еще прибывают в Беларусь через Россию. Но в ЕС опасаются, что после открытия прямого сообщения с Ираном их поток может возрасти в разы.

Западные политики убеждены, что идеологом первого миграционного кризиса был Кремль. Госсекретарь США Энтони Блинкен называл эти события частью геополитической стратегии России и отвлечением внимания от подготовки РФ к будущей войне. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецки тоже говорил, что атака с помощью мигрантов польской границы была прелюдией к российской агрессии против Украины.

Но ведь и сегодня Россия ничуть не меньше заинтересована в давлении на Запад. Например, чтобы вынудить его уменьшить объемы помощи Украине, а то и вовсе отказаться от нее. Начинается новый, затяжной этап войны, и Москве снова необходимы инструменты для шантажа Европы. Вторая волна миграционного кризиса может использоваться и для того, чтобы попытаться повлиять на результаты избирательных кампаний в соседних странах – в Польше парламентские выборы пройдут уже этой осенью, в Литве – в следующем году. В Кремле могут надеяться сформировать в обществе антимигрантские настроения и ксенофобию, и, используя эти факторы, протащить в законодательные органы ряда стран ЕС как можно больше ультраправых кандидатов. Чтобы согласованности в политике западных стран стало меньше, а решения принимались с трудом. Москва с помощью официального Минска вполне может попытаться устроить Европе вторую, еще более жесткую волну миграционного кризиса, надеясь на масштабные последствия.

Миллионы афганских беженцев

Иранское направление может оказаться опасным тем, что эта страна на протяжении десятилетий принимала значительное число афганских беженцев. Сегодня не менее 5 миллионов из них живут в Иране. Можно допустить, что там находится и немало нелегалов. Как утверждает Amnesty International, иранские силовики постоянно выдворяют со своей территории беженцев из Афганистана, которые пытаются пересечь границу. А тех, кому всё же удалось пробраться, регулярно произвольно задерживают, подвергают пыткам и жестокому обращению. Так что Иран вполне может быть заинтересован в том, чтобы избавиться хотя бы от части этих людей. А заодно наказать ненавистный Запад и помочь своим союзникам – России и Беларуси.

На сегодняшний день Иран не входит в перечень государств, граждане которых могут прибывать в нашу страну без виз через Национальный аэропорт Минск. Для посещения Беларуси им нужна виза. Однако если визовый режим будет упрощен, приехать в нашу страну для граждан Ирана, а, возможно, и для получивших ВНЖ в этом государстве, станет гораздо проще. Пробраться через Беларусь в ЕС могут стремиться не только граждане Афганистана, но и сами иранцы. В обоих случаях это попытается использовать беларусская и российская пропаганда, эксплуатируя тему последней афганской войны и протестов в Иране – как же Запад не хочет принимать тех, кого так поддерживал?

Пока неизвестно, какие именно самолеты будут выполнять рейсы в Минск.  Но, по имеющимся данным, иранская авиакомпания Mahan Airlines располагает самолетами Airbus A300, Airbus A310, Airbus A320, Airbus A321, Airbus A340 и Boeing 747. Теоретически, все они могут летать между Тегераном и Минском. Самый маленький из них, Airbus A320, вмещает 180 пассажиров. Самый большой, Boeing 747 – 660 человек. Возьмем среднее значение и получим 420 пассажиров. При заявленных двух рейсах в неделю из Тегерана в Минск за этот период могут прибыть порядка 800 человек. И более 3 тысяч за месяц. А то и больше, если рейсы будет выполнять Boeing. А ведь если маршрут будет пользоваться спросом, количество рейсов можно увеличить. И это без учета тех мигрантов, которые могут прибывать через РФ. Для сравнения – в ноябре 2021 года, в разгар миграционного кризиса, беларусские власти оценивали количество мигрантов на беларусско-польской границе в 7 тысяч. Из них порядка 2 тысяч тогда собрались около погранперехода «Брузги – Кузница». Польская погранслужба оценивала численность мигрантов на границе в 13-14 тысяч человек. То есть за относительно короткий промежуток времени вполне реально снова собрать у границ со странами ЕС довольно большое число приехавших. Чтобы повторить, а то и превысить масштабы первой волны.

К тому же значительная часть афганских беженцев за десятилетия почти безостановочно идущей в этой стране войны наверняка получила какой-никакой боевой опыт. А потому и попытки прорыва границы могут оказаться гораздо более жесткими, чем теперь. Нельзя исключать, что ЕС придется столкнуться с вызовами и угрозами совершенно иного уровня. Ну а регулярное авиасообщение с Тегераном позволит беларусской стороне в случае необходимости вернуть мигрантов обратно. Так, как это уже однажды было с иракцами. Когда-нибудь потом, когда в них отпадет надобность.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

REFORM.news (ранее REFORM.by)

Последние новости




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: