Милиционер-оконщик и беларусско-литовские узлы

Кейс с легально работавшим в Литве беларусским экс-силовиком вполне может быть использован политическими силами, выступающими за расширение ограничений для приезжающих и живущих в этой стране беларусов. Однако он же способен помочь распутать клубок проблем, накопившихся вокруг ситуации с нашими гражданами в этом балтийском государстве.

Душил протесты, работал в Литве

История вкратце такова. Жил-был беларусский милиционер, майор Александр Мотиевич. Служил в должности старшего инспектора в Лидском РОВД и в 2020 году принимал активное участие в репрессиях против мирных граждан. Даже проходил «потерпевшим» по связанному с протестами уголовному делу. Затем Мотиевич по каким-то причинам решил сменить место работы, приехал в Литву и устроился в местную компанию по установке окон Europos saugumo. Но организация бывших силовиков BELPOL передала информацию об экс-силовике литовской полиции. Мотиевич не стал ждать разбора полетов и быстренько уехал обратно в Беларусь. Теперь при попытке въезда в Литву ему грозит депортация.

Кейс Мотиевича — удобный прецедент для литовских политических сил, выступающих за ужесточение ограничений для граждан Беларуси, связанных с въездом в страну, пребыванием в ней и легализацией. В частности — с получением вида на жительство. Доказательство того, что не только политические беженцы, но и беларусские силовики могут спокойно приехать, жить и работать в этой стране.

Сторонников такого подхода в балтийском государстве немало. Еще весной прошлого года литовский Сейм принял ограничительные меры в отношении граждан России. Президент Гитанас Науседа выступал за то, чтобы аналогичные ограничения распространялись и на беларусов. Но тогда его позиция не получила поддержки большинства депутатов парламента.

Опасные беларусы

Тем не менее беларусский вопрос в Литве продолжает обсуждаться. В декабре 2023 года в поддержку инициативы об ужесточении ограничений для беларусских граждан выступил глава Департамента госбезопасности Дарюс Яунишкис. А глава комитета Сейма по национальной безопасности и обороне Лауринас Кащюнас заявил о намерении внести поправки в закон об ограничительных мерах, которые позволят лишить вновь прибывших беларусских граждан возможности получать ВНЖ. При этом Кащюнас признал, что его предложение, скорее всего, не будет поддержано парламентариями.

Проблема остается актуальной. А история с экс-силовиком Мотиевичем, спокойно работавшим в Литве, на руку тем, кто хотел бы подлить масла в огонь и добавить аргументов сторонникам ограничений для беларусов. В этом году в Литве пройдут президентские и парламентские выборы. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, многие политические силы могут использовать тему безопасности государства и пагубного влияния на нее соседства с нашей страной. Желающие «снять сливки» с горячей темы всегда найдутся.

Подход, предложенный премьер-министром Ингридой Шимоните, представляется более взвешенным. Она заявила о необходимости найти баланс между «убежденностью в том, что мы не хотим смешивать всех беларусов с Лукашенко» и «управлением рисками». Вопрос лишь в том, как этот подход реализовать на практике.

Вчера правительство Литвы одобрило предложение МИД страны о продлении действия закона об ограничениях для граждан России и Беларуси еще на год. При этом новый закон содержит нормы об ужесточении пограничного контроля в отношении граждан нашей страны — беларусов, въезжающих в Литву по шенгенской визе, будут подвергать дополнительной оценке и проверке.

Между молотом и наковальней

С одной стороны, позицию литовских политиков можно понять. Соседствуя с режимами Путина и Лукашенко, уже развязавшими войну в Украине, бездействовать нельзя. Равно как и недооценивать риски. При этом очевидно, а история с экс-силовиком Мотиевичем это лишний раз подтверждает — в действующей системе безопасности есть прорехи, позволяющие проникать на территорию ЕС нежелательным лицам. Глава Департамента госбезопасности Литвы Дарюс Яунишкис прямо признает, что его ведомству может не хватить ресурсов для надлежащих проверок, а «службы не всесильны». Попытки беларусских и российских спецслужб засылать разного рода агентуру в соседние страны тоже не стоит сбрасывать со счетов. Так что стремление Литвы защитить себя вполне объяснимо.

Правда, у литовских спецслужб, похоже, нет четких критериев для определения того, что же представляет угрозу национальной безопасности. Пример – история балерины с литовским и российским гражданством Илзе Лиепы, которая поддержала российскую агрессию в Украине. Литовское гражданство Лиепа получила в виде исключения. После ее высказываний МВД Литвы потребовало провести расследование. Провели. И Департамент государственной безопасности заявил, что Лиепа угроз для национальной безопасности не представляет.

С другой стороны, в Литву от преследований режима Лукашенко уехали многие беларусы. На это тоже нельзя закрывать глаза, меряя всех обладателей беларусского паспорта одним аршином. Если дополнительные ограничительные меры будут приняты, беларусы рискуют оказаться между молотом и наковальней: в Литве новые сложности, а беспрепятственно вернуться домой невозможно.

Параллельно с этим из нашей страны в Литву едут и многочисленные экономические мигранты – люди самых разных убеждений и взглядов. Досконально проверить каждого нереально. Можно заставить людей подписывать любые бумаги – с осуждением российской войны в Украине, политики беларусского и российского режимов. Что мешает подписать все, что требуется, и остаться при своих убеждениях? Агентура спецслужб, цель которой проникнуть в страны ЕС, тем паче запросто подпишется под чем угодно, им главное — получить результат.

Как поступать Литве в этой ситуации? Закрывать глаза на угрозы? Или же закрыть границу с Беларусью, что ущемит и интересы не только беларусов, но и граждан Литвы, многие из которых ездят в нашу страну, несмотря на предостережения собственных властей? Или вводить новые ограничения и устраивать детальные проверки каждому въезжающему и проживающему, на что не напасешься никаких ресурсов? Как нащупать баланс, о котором говорила премьер Шимоните?

Распутать клубок противоречий

Сделать это непросто. Не панацеей от всех бед, но значимым подспорьем могло бы стать более тесное сотрудничество соответствующих литовских служб с беларусскими демократическими структурами. Не только с Офисом Светланы Тихановской и ОПК, но и с BELPOL, BYPOL, BYSOL, «Киберпартизанами» и так далее. Каждая из них имеет возможность по своим каналам «пробить» многих беларусов и предоставить информацию о них литовской стороне.

Вернемся к истории с экс-силовиком Мотиевичем. Как раз BELPOL передала литовцам информацию о нем. Как знать — возможно, без этого бывший милиционер, непосредственно принимавший участие в подавлении беларусских протестов, еще долго бы спокойно жил и работал в государстве — члене ЕС.

Этим структурам посильно то, на что не хватит рук и времени у литовских служб. Понятно, что далеко не о каждом найдется, что сказать. Хотя и это тоже в определенной степени будет ответом на запрос. Конечно, такой подход не позволит безошибочно вычислить трудового мигранта с убеждениями «ватника». Но может значительно снизить риски проникновения в Литву лиц, связанных с силовыми структурами и с режимом. Как минимум — дать информацию о том, на кого проверяющим стоит обратить повышенное внимание, а кто, напротив, действительно вынужден уезжать по политическим мотивам. Такое сотрудничество, очевидно, облегчило бы жизнь и литовской стороне. По мере получения первичной информации по запросу, они могли бы оценивать ситуацию и определяться с дальнейшими действиями по отношению к конкретной персоне.

Стопроцентной гарантии это, безусловно, не даст. Но в любом случае лучше, чем ничего. Лучше, чем наглухо закрытые границы и полоса отчуждения, выстроенная соседями не только от беларусского режима, но и от всех беларусов скопом.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.