Справедливости ради, Александр Лукашенко выдержал долгую паузу. Можно было ожидать, что коррупционный скандал в Украине политик прокомментирует раньше, поскольку представился прекрасный шанс выставить в неприглядном свете руководство этой страны. Но то, что неминуемо должно было случиться, произошло только сегодня. И, надо сказать, комментарием своим Лукашенко сумел удивить.
Об Украине политик вспомнил, напутствуя вновь назначенных им районных руководителей. Украинские события он использовал в качестве примера, рассуждая о необходимости ликвидации посредничества, прежде всего в сельском хозяйстве. Ну а коррупционный скандал, затронувший близкое окружение Владимира Зеленского, по мнению Лукашенко, уже используется против президента Украины.
«А главное то, что их сейчас за ниточки, за веревочки из-за рубежа, из-за океана начинают дергать. Им управляли, а сейчас тем более. Этого убери, этого, этого, этого. Убирает, ну уберут же и тебя», — заявил беларусский политик.
Интересная логика. Если воспринимать эту часть комментария Лукашенко буквально, выходит, упрек Зеленскому заключается даже не в том, что, как утверждает Национальное антикоррупционное бюро Украины, люди из его близкого окружения причастны к масштабным хищениям. А в том, что президент Украины «сдает своих». Что чревато последствиями лично для него. Показательно.
А что до коррупции — то, по словам Лукашенко, «в любой стране этого хватает. Но никто меня не упрекнет, что я поощрял каких-то там жуликов, которые мне носили, в том числе взятки. Никто. А его упрекнут».
Насчет «никто меня не упрекнет» — перебор, как говорится, с запасом. Вот хотя бы из свежего: не так давно коллеги выяснили, кто финансирует строительство резиденции Лукашенко на горнолыжном курорте «Красная поляна» под российским Сочи. Там фигурирует и родственница приближенного к семье Лукашенко беларусского бизнесмена Владимира Япринцева, и компании, связанные с ближайшим многолетним сподвижником Лукашенко Виктором Шейманом.
Беларусский политик не раз во всеуслышание заявлял: если кто-то у него хоть что-то найдет, то он сразу же отдаст найденный актив. Правда, шикарное шале под Сочи до сих пор так и не переписано на журналистов Беларусского расследовательского центра и других проектов, подготовивших этот зубодробительный материал.
А вот еще: приближенные к Лукашенко бизнесмены аж несколько лет реэкспортировали в Китай куриные лапки под видом беларусской продукции. Когда китайцы выявили «схематоз», оказался заблокирован импорт всей продукции из птицы беларусского производства. Годовые убытки для страны от этого составят порядка 140 млн долларов. Судя по обнародованным на данный момент в Украине цифрам, друг Зеленского Тимур Миндич с компанией нанесли убытков меньше — там речь шла о 100 млн долларов.
Подобных примеров активной деятельности приближенного к Лукашенко бизнеса в последнее время беларусские расследователи представили немало.
Министерство финансов США, публикуя списки беларусских физлиц и компаний, попавших под санкции, недвусмысленно использует в отношении ряда бизнесменов определение «кошельки Лукашенко» (Lukashenka’s Wallets). Имена Алексея Олексина, Николая Воробья и прочих деятелей прекрасно известны и всей нашей стране. И ничего — «никто меня не упрекнет».
Сравнительно мелких коррупционеров в Беларуси, конечно, ловят. Правда, есть опасения, что поводом для ареста и приговора зачастую становится не столько коррупция, сколько сомнения в лояльности попавших под раздачу. Сегодня, назначая руководителей, Лукашенко, как сообщает его пресс-служба заявил: «В ближайшее время на места будут для ознакомления направлены «ужасающие материалы» — факты, выявленные в худших хозяйствах: «Вы увидите и разговоры, и переговоры, и все остальное с матами-перематами, пьянками, просроченными лекарствами и гибелью животных»».
Насколько можно догадаться, речь идет о банальной прослушке чиновников. В стране же все организовано так, что не нарушить практически невозможно. А коррупционная составляющая позволяет «вертикаль» контролировать. «За колосок» в комплекте с длинным языком вполне можно получить срок. Верхние же этажи, те самые «кошельки», остаются безнаказанными. Как минимум до тех пор, пока приносят режиму ощутимую пользу.
И, в общем-то, логика Лукашенко тут предельно проста. Ну в самом деле, царь же не может сам у себя украсть. А поскольку все вокруг царское, то ни о какой коррупции в его случае даже речи быть не может.
Иллюзий по поводу постсоветских правителей не было и нет. Украина тут, к сожалению, тоже не исключение. Но там есть хотя бы надежда, что виновных выявят, назовут по именам и покарают. Зато у нас с этим полная стабильность. Беспросветная.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news
Судя по всему, мечтает помирить Зеленского с Путиным так же успешно, как в своё время помирил Пригожина.