Александр Лукашенко на заседании Высшего евразийского экономического совета посетовал на необходимость открывать рынки для третьих стран и прибегать к чрезвычайщине для обеспечения картофелем, овощами и яблоками. Он также бросил упрек Евразийской экономической комиссии в недостаточной эффективности.
Лукашенко решил придать больше значимости объединению, добавив к его результатам показатели объединений, с которыми у ЕАЭС установлены формальные отношении. В итоге у него получился ВП в 72 трлн долларов, или половина мировой экономики, а также половина населения планеты — более 4 млрд человек.
«Представьте, какой потенциал, если мы правильно им распорядимся», — сказал он.
Он подчеркнул, что международное позиционирование должно оставаться приоритетным направлением усилий объединения.
Лукашенко также решил остановиться на некоторых аспектах работы ЕАЭС, в основном в критическом ключе. Он предложил оценить влияние торговых войн на экономики стран союза.
«Первое. Функционирование внутреннего рынка в условиях тарифной войны и переформатирования международной торговли. Необходимо внимательно посмотреть, не искажаются ли условия конкуренции в союзе для наших производителей из-за чужих тарифных экспериментов.
Не поддерживаем ли мы своим рублем бизнес из третьих стран в ущерб нашим предпринимателям и компаниям? Ожидаем от комиссии оценки рисков для экономик стран-членов с предложениями о конкретных совместных действиях. И должен сказать, что этот вопрос становится все более актуальным. Свои внутренние рынки мы должны защищать так, как это делают другие», — сказал он.
Вторым пунктом в выступлении Лукашенко стало развитие промышленного потенциала ЕАЭС. По его словам, объем внутреннего рынка обрабатывающей промышленности ЕАЭС превысил 1 трлн долларов. Он буквально высмеял результаты реализации механизма поддержки промкооперации в рамках ЕАЭС.
«В прошлом году мы запустили механизм поддержки промышленной кооперации, выделили средства, но, к сожалению, пока нет результатов. В январе наконец-то отобрано аж два проекта на 17 млн долларов: выпуск стрелок для железных дорог и кабин для комбайнов.
Аж смешно называть эти проекты. Нужны более решительные шаги по созданию передовых производств, особенно в сферах засилья западных корпораций фармацевтика, авиа, судостроение, автомобилестроение, микроэлектроника», — сказал он.
Далее Лукашенко перешел к продовольственной безопасности. По его мнению, в этой сфере складывается тревожная ситуация.
«В этом году в наших странах обозначилась тревожная ситуация, когда для стабилизации цен по отдельным товарам приходится открывать рынок ЕАЭС для импорта. Для устранения проблемы индикативного планирования недостаточно.
Кстати, по тем товарам, которые мы с избытком можем производить у себя и продавать по всему миру. Комиссии нужно подумать над вариантами системного решения, чтобы не заниматься суетой и чрезвычайщиной, обеспечивая людей овощами, яблоками, сливочным маслом, сахаром, мясной продукцией. Кстати, сливочным маслом. Сегодня его девать некуда», — сказал он.
Надо отметить, что недавно именно правительство Беларуси отменило существовавший запрет на импорт из так называемых недружественных стран картофеля, лука репчатого, капусты свежей белокочанной, яблок. Решение было принято на фоне проблем с наличием картофеля и овощей весной в беларусских магазинах.
Александр Лукашенко, комментируя ситуацию, даже раскрыл «картофельный заговор». В итоге в стране приняли указ, в соответствии с которым из числа торговых сетей будут определены заготовители, авансирующие пополнение стабилизационных фондов. При этом заготовители и поставщики будут штрафоваться в случае отсутствия в продаже картошки.
Лукашенко в продолжение также упрекнул органы ЕАЭС в медленной цифровизации. По его словам, «пресловутая электронная подпись должна наконец заработать». Он отметил, что в узком составе лидеры стран ЕАЭС обсуждали эффективность работы Евразийской экономической комиссии.
«Надо активнее заняться тематикой общего биржевого пространства, поставить точки над i в отдельных вопросах в сфере технического регулирования. Вместе с тем такая детализация на уровне лидеров стран не должна подменять инициативную работу нашей экономической комиссии.
Об этом очень много сегодня говорили: об эффективности, о штатном расписании, о заработной плате членов ЕЭК, и приняли по этим вопросам решение. В этом плане лакмусовой бумажкой станет качественная подготовка комиссии, дорожной карты по реализации декларации Евразийский экономический путь, как мы его называем ЕАЭС 2.0.
Также показательным будет достойное завершение работы по стратегическим направлениям развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Особое внимание этому было уделено. Мы вычленили полтора десятка вопросов из трех, по моему, десятков, трех сотен вопросов, которые мы должны обязательно до конца года решить.
Такое заверение со стороны комиссии мы получили. На заседании Высшего совета в конце этого года. Рассчитываю на обстоятельный доклад председателя коллегии ЕЭК», — сказал он.