Лукашенко посчитал, сколько не смогли заработать на масле, тракторах и комбайнах

Александр Лукашенко сегодня собрал совещание по проекту прогнозных документов на 2026 год. Результаты работы экономики в этом году он назвал неоднозначными.

«Пока картина неоднозначная. С одной стороны, есть очевидный результат: стабильно растут реальная зарплата, общие доходы населения. Дважды в этом году удалось поднять пенсии. У нас крепкая национальная валюта. Рекордно увеличиваются золотовалютные резервы (но уже даже либералы задают вопрос, надо ли нам это в таком объеме и почему мы при таком дефиците валюты, денежных средств замораживаем добровольно имеющиеся у нас резервы)», — отметил Лукашенко некоторые достижения.

После этого он перешел к выявлению недостатков. По его словам, три из пяти параметров прогноза не выполняются. Есть спад в ряде традиционных отраслей. ВВП вырос на 1,6% за январь-август при годовом плане в 4,1%. Объем производства в сельском хозяйстве также сокращается на 1%, хотя Лукашенко на фоне роста урожайности ожидает, что отрасль в итоге покажет рост.

Он подчеркнул, что в сельском хозяйстве поставлены персональные задачи.

«Хочу предупредить: любое малейшее невыполнение не только моих поручений, а наших договоренностей и решений будет караться жесточайшим образом. А то мы собираемся, везде на всех уровнях кричим о технологической и трудовой дисциплине. А сами?» — сказал он.

Лукашенко обратил внимание на падение объемов производства в промышленности. Он выразил обеспокоенность стабильным снижением экспорта.

«То есть недополучено минимум около $650 млн. И теряем там, где, казалось бы, должны зарабатывать, — на наших флагманских товарах: тракторах, комбайнах, красках, шинах, сливочном масле. В результате произведенная продукция оседает на складах, уровень запасов пятый месяц не опускается ниже 80%», — сказал он, отметив, что сальдо внешней торговли также остается устойчиво отрицательным.

Напомним, дефицит внешней торговли товарами в январе-августе составил 3,79 млрд долларов.

Неоднозначная картина складывается и в сфере инвестиций. Несмотря на их общий рост, объем пока далек даже от простого поддержания конкурентоспособности экономики (около 19% ВВП).

Лукашенко на сегодняшнем совещании хотел бы увидеть, как работает мобилизационная экономика.

«Главное — я хочу увидеть, каким образом мы в принципе организовали работу так называемой мобилизационной экономики (в СМИ часто звучит этот термин, и правильно звучит). Причем на конкретных примерах, без воды и общих рассуждений об «управляемом охлаждении российского рынка» как о главной причине наших трудностей», — сказал он.

По его словам, за развитие экспорта отвечают конкретные вице-премьеры. Он поинтересовался, как с них и МИДа спрашивают премьер и правительство. Также за экспорт отвечают отраслевые министры, а уже далее — предприятия с их сбытовыми и маркетинговыми службами.

«Повторяю: четкая вертикаль и система. Есть она или нет? Есть. Работает? Плюс оцифровка заданий и контроль», — сказал он.

По его словам, тяжело рассуждать о макроматериях в нынешней ситуации, когда «за одним забором уже полыхает война, за другим — к ней летят на всех парах».

«Я не могу рассуждать о макроматериях, когда за одним забором уже полыхает война, за другим – к ней летят на всех пара. Ну, а вы масло сливочное с тракторами и комбайнами продать не можете. Посоветую вам, вылезайте, пока не поздно, из своих теплых кресел, автомобилей и начинайте смотреть дальше, значительно дальше, чем наш традиционный российский рынок», — добавил он.

«В общем, скоро изучим, как наша правительственная вертикаль занимается устойчивым развитием экономики. Повторяю: до конца года еще целый квартал. И прекратите стенания, что правительство новое у нас (какое новое?) и работает якобы неполный год, поэтому, вроде бы, это не ваши промахи и косяки. Это просто несолидно в нынешней обстановке, не по-мужски», — сказал он.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!