Белстат опубликовал данные о количестве индивидуальных предпринимателей. Судя по цифрам, установка на ликвидацию ИП успешно выполняется. А ожидаемые изменения в совокупности с вынужденной миграцией многих беларусов способны лишь усугубить ситуацию.
Как следует из доклада «Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе — декабре 2023 года», на 1 января 2024 года количество индивидуальных предпринимателей в Беларуси составило 252,5 тыс. человек. За прошедший год ИП стало на 10 316 меньше.
После 2020 года Александр Лукашенко не раз резко высказывался о бизнесе, обеспеченных людях и предпринимателях, которые приняли активное участие в протестах. Тем самым, по мнению правителя, проявив черную неблагодарность, ведь государство создало им все условия для работы.
На совещании в июне 2021 года Лукашенко раскритиковал Парк высоких технологий и ИП. «Второй пример – индивидуальные предприниматели. Правительство бегало тут бывшее, все кричали: ай-ай-ай, ой-ой-ой. И что мы получили?» — заявил он. И потребовал, чтобы эти примеры стали уроками для режима.
Последствия не заставили себя ждать. Вскоре, уже с 17 августа 2021 года, в Минске перестали регистрировать новых индивидуальных предпринимателей. Приостановка объяснялась «техническими причинами». Назвать сроки возобновления возможности регистрации ИП в Мингорисполкоме затруднялись, и в итоге процедура не доступна по сей день. Желающим все же стать индивидуальным предпринимателем предлагается либо сменить регистрацию по месту жительства на Минский район, зарегистрировать ИП там и вести бизнес в столице. Либо зарегистрировать юридическое лицо в Минске.
С начала 2023 года вступили в силу изменения в налоговом законодательстве — ИП лишились возможности применять упрощенную систему налогообложения, а ставки единого налога были повышены. Кроме того, был сокращен список видов деятельности для уплаты единого налога. А по тем, что остались доступны для ИП, налоговые ставки повысились. Как пояснял занимавший тогда пост министра экономики Александр Червяков, такие меры должны стимулировать перерегистрацию ИП в юрлица.
Лукашенко заявлял: «Мы приняли решение, что ИП должны подняться на уровень выше и, как все физические или юридические лица, платить налог». А, например, в сфере торговли время индивидуальных предпринимателей и вовсе ушло.
Кроме того, был введен специальный налоговый режим для физлиц — налог на профессиональный доход. Он, в том числе, заменяет уплату единого налога с индивидуальных предпринимателей. И некоторым ИП, которые не привлекают физических лиц по трудовым или по гражданско-правовым договорам и чья деятельность подпадает под утвержденный Совмином перечень, оказалось выгоднее перейти на уплату этого более простого налога.
Таким образом, часть ИП, очевидно, оказались вынуждены открыть юрлицо, о чем косвенно свидетельствуют и данные Минэкономики о росте в прошлом году количества заявок о начале осуществления экономической деятельности в уведомительном порядке. А часть перешла с ИП на налог на профдоход. При этом, как поясняла начальник отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей МНС Татьяна Путрик, «в законодательстве отсутствует требование о прекращении деятельности ИП, если физлицо начинает применять налог на профессиональный доход. Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, при необходимости может начать деятельность с применением НПД без закрытия ИП». Так что наверняка значительная часть ИП из этой категории в статистику утраченных не попала.
С начала текущего года у ИП появился так называемый лимит дохода. Пятьсот тысяч рублей – максимальный размер выручки. Если же индивидуальный предприниматель превысит лимит, то ставка подоходного налога для него возрастет до 30%. А начиная с 2025 года такой ИП должен будет создать юридическое лицо.
В перспективе положение ИП может еще больше усложниться. В мае прошлого года в первом чтении депутаты приняли законопроект «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности». С помощью этого документа правительство намерено «упорядочить предпринимательскую деятельность граждан, повысить уровень их участия в государственных расходах, создать справедливую систему налогообложения и конкурентную среду между различными организационно-правовыми формами микробизнеса». И «укрепить доверие в системе «предприниматель — государство»».
В частности, предлагалось сократить перечень видов деятельности для ИП. Например, запретить им заниматься оптовой торговлей и оказывать туристические услуги. Ожидалось, что законопроект будет принят во втором чтении на осенней сессии, а задержка объяснялась тем, что от госорганов поступило очень много предложений и корректировок. Но и на осенней сессии он рассмотрен не был. Возможно, от идеи сокращения перечня пока отказались, но документ так или иначе остается фактором риска для ИП.
В январе этого года правительство приняло постановление №53, которым внесены изменения в критерии отнесения граждан Беларуси к занятым в экономике. Согласно документу, индивидуальные предприниматели не будут причисляться к тунеядцам только в случае уплаты подоходного или единого налога с доходов от предпринимательской деятельности.
Так государство продолжает реализовывать меры, направленные на сокращение численности ИП.
Еще один фактор, влияющий на количество индивидуальных предпринимателей в стране – вынужденная миграция беларусов в результате развязанных режимом репрессий. Из-за этого многие ИП сегодня находятся в подвешенном состоянии и предпринимательской деятельности не ведут.
Согласно законодательству, основанием для принудительной ликвидации ИП по инициативе регистрирующего органа является неосуществление предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев. При этом причины отсутствия деятельности во внимание не принимаются. В таких ситуациях чаще всего налоговая инспекция выносит представление о ликвидации и направляет его в регистрирующий орган. Это так называемая упрощенная система — как поясняла начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Минюста Инна Леус, для завершения такой процедуры ликвидации важны только два момента: у субъекта не должно быть задолженности перед определенными госорганами и организациями (ИМНС, ФСЗН, «Белгосстрах», таможенные органы), а все необходимые документы — о приеме на работу, увольнении работников и т.д. — сданы в архив.
Закрыть ИП самостоятельно можно и удаленно, в том числе из-за пределов страны. Но для этого предпринимателю потребуется доверенное лицо, которое подаст соответствующие заявления, сдаст документы в архив, а свидетельство — в исполком. В нашей ситуации дело усложняется тем, что полномочия доверенного лица должен заверить нотариус, а сделать это теперь можно только на территории Беларуси.
С момента отъезда из страны многих ИП как раз прошли искомые 24 месяца. И если деятельность они не вели, вскоре можно ожидать значительного количества решений о принудительной ликвидации. В совокупности с позицией регулятора в лице государства, создающего для ИП неблагоприятные условия, и с влиянием экономических факторов, которые тоже не стоит сбрасывать со счетов, процесс сокращения индивидуальных предпринимателей в стране в 2024 году может оказаться лавинообразным. И статистика в будущем продемонстрирует нам значительно меньшее число «выживших». С ликвидацией ИП как класса государство справляется на «отлично».
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by