Новым главой Министерства иностранных дел Беларуси назначен Сергей Алейник. С февраля 2022 года он работал первым заместителем Владимира Макея. Что мы знаем об этом чиновнике, и как может измениться беларусская внешняя политика?
Сергей Алейник – профессиональный дипломат. Родился в 1965 году в Минске. Выпускник столичного лингвистического университета – в то время еще Минского государственного педагогического института иностранных языков. Владеет английским и немецким. Общественник – по окончании учебы работал заместителем секретаря комитета комсомола Alma Mater. С 1988 по 1992 годы служил в Вооруженных силах. С 1992 года – на дипломатической службе. В 1993 году окончил Дипломатическую академию МИД Австрии. Возглавлял службу государственного протокола МИД, представлял Беларусь в ООН и в ряде международных организаций. Затем семь лет работал послом нашей страны в Великобритании и Ирландии. Кстати, в 2018 году был удостоен награды «Дипломат года» от региона Евразия, которую вручали лондонский журнал «Дипломат» и дипломатический корпус в британской столице.
С ноября 2002 года и по настоящее время – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь при Святом Престоле и при Суверенном Военном Ордене Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. Все эти годы, работая в других государствах и в Минске, сохранял за собой по совместительству посты Посла при Святом Престоле и Суверенном Мальтийском Ордене. С августа 2020 года – заместитель министра, а с февраля 2022 – первый заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь.
Сергея Алейника изначально называли среди наиболее вероятных кандидатов на пост министра, ставший вакантным после скоропостижной смерти Владимира Макея. Характеризуя Алейника, заместитель главы Объединенного переходного кабинета и экс-посол Беларуси в Польше Павел Латушко называл его «довольно серым и невзрачным человеком, который не имеет своей позиции и будет выполнять все, что скажет ему Лукашенко».
В своих интервью и выступлениях новый министр строго придерживается генеральной линии. Вспоминает и о «санкционном противостоянии» с Западом, и о «развитии многополярного, равноправного и инклюзивного мироустройства», выступает против «вмешательства во внутренние дела суверенных государств» и «применения двойных стандартов».
В то же время за Сергеем Алейником не числится никаких скандальных заявлений. Видимо, как опытный дипломат, он понимает важность произнесенных слов и старается избегать резких формулировок. Из общих фраз, сказанных по долгу службы, довольно трудно сделать вывод о том, что на самом деле думает этот чиновник. Его нельзя однозначно причислить ни к «ястребам», ни к «голубям». Но как раз это делает его приемлемой персоной для различных акторов на внешнеполитической сцене.
Впрочем, направления деятельности беларусскому МИД задает исключительно Александр Лукашенко. И, принимая решение о назначении министра, он наверняка учел все факторы. В том числе и многолетнюю дружбу Сергея Алейника с Владимиром Макеем, о которой вспоминали многие. По словам Павла Латушко, Алейник даже был свидетелем на свадьбе Макея. Так что в определенном смысле Сергей Алейник – не просто преемник, но и продолжатель дела своего предшественника. «Беларусская внешняя политика остается прежней, а все предпринятые ранее шаги будут иметь продолжение», – можно допустить, что именно такой смысл и вкладывался в это назначение.
О каких шагах может идти речь? Дело в том, что именно Сергей Алейник курировал очень важные для режима дипломатические направления: Швейцария, Святой престол в Риме и Суверенный Мальтийский Орден. Павел Латушко говорил о том, что Алейник уже трижды за последнее время летал в Швейцарию, чтобы, благодаря местным посредникам, наладить диалог Лукашенко с Западом. И в «настоящее время проводит тайные, конфиденциальные переговоры», используя контакты в этой стране.
Еще одна интересующая режим организация – Суверенный Военный Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. Госпитальеры не одно десятилетие реализуют в нашей стране гуманитарные проекты. Но не только. Ряд экспертов считает, что имеющий собственные политические амбиции Орден многие годы помогал беларусским властям налаживать отношения со странами Запада. И это взаимовыгодное сотрудничество продолжается до сих пор.
Наконец, третье направление – Ватикан. 10 января этого года замминистра иностранных дел Беларуси и посол Беларуси при Святом престоле по совместительству Сергей Алейник принял участие в новогодней аудиенции Папы Римского Франциска I для дипломатического корпуса. Это мероприятие проводится ежегодно. И каждый раз на протяжении многих лет на нем присутствует Сергей Алейник. Апостольский нунций архиепископ Анте Йозич тоже весьма активен в нашей стране. Причем не только в вопросах, напрямую касающихся католической церкви. Правозащитник Владимир Хильманович рассказал, что возможность для находящегося в заключении Алеся Беляцкого выступить в Осло на церемонии вручения Нобелевской премии обсуждалась на встрече Макея с апостольским нунцием.
Беларусские власти вполне могут искать выходы на европейских политиков через Ватикан. У Святого престола есть встречные интересы: например, заключение с властями конкордата – договора, который даст католической церкви государственные юридические гарантии и защиту. Взаимодействовали с представителями Ватикана как раз Владимир Макей и Сергей Алейник. Апостольский нунций Анте Йозич был последним, с кем накануне своей смерти провел переговоры Владимир Макей.
Продолжать начатое дело, судя по всему, и поручено Сергею Алейнику. Похоже, беларусские власти намерены продолжить поиски потенциальных переговорщиков на Западе. Поэтому никого из «ястребов» Лукашенко на пост главы МИД и не поставил. А возглавил эту структуру как раз тот, кто имеет необходимые опыт и связи для того, чтобы попытаться намеченные планы реализовать.
Как отметил заместитель главы ОПК и дипломат Валерий Ковалевский, комментируя назначение Алейника, «Макей, Алейник – разницы нет. Новоназначенный человек будет заботиться о безопасности и интересах Лукашенко, жертвуя национальными интересами беларусов». С другой стороны, национальные интересы беларусов зависят в том числе и от того, сможет ли новый назначенец успешно выполнить задачи, которые ставит перед ним его работодатель.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.