Координационный совет призвал к объединению усилий всего гражданского общества Беларуси, политиков и международных партнеров для освобождения политзаключенных. С таким заявлением представители КС выступили на фоне информации о возвращении в Украину из беларусских тюрем пятерых заключенных и досрочном освобождении некоторых политзаключенных 3 июля.
«Координационный совет Беларуси, придерживаясь принципов защиты прав человека и утверждая, что жизнь и свобода граждан являются главными ценностями демократического общества, приветствует и поддерживает усилия международных партнеров, правозащитных организаций, всех демократических сил Беларуси, представителей гражданского общества, нацеленные на поиск и использование всего спектра эффективных механизмов освобождения беларусских политзаключенных», — заявляют авторы.
«Обращаем внимание, что в тюрьмах Беларуси продолжают оставаться более 1400 признанных правозащитными организациями политзаключенных, а реальное число невинно осужденных по политическим мотивам до отбытия наказания в виде тюремного заключения превышает 5000 человек», — подчеркивают они.
«Будучи убежденными в том, что все политзаключенные в Беларуси должны быть освобождены и реабилитированы, Координационный совет призывает к объединению и согласованию усилий всего гражданского общества Беларуси, политиков и международных партнеров по расширению гуманитарного направления освобождения политзаключенных», — заявляют представители КС.
Напомним, Николая Швеца и еще четырех граждан Украины, находившихся в беларусских колониях, вернули в Украину 28 июня. Швеца задержали в марте 2023 года по делу о подрыве российского самолета ДРЛО А-50 в Мачулищах. КГБ заявлял, что он пытался совершить теракт по заданию СБУ.
Александр Лукашенко заявил 2 июля, что в ближайшее время на свободу выйдут несколько тяжелобольных политзаключенных. 3 июля вступил в силу закон об амнистии. Нормы закона не распространяются на «политические» статьи. Накануне правозащитникам было известно о 18 политзаключенных, которые вышли на свободу 3 июля.
Как ранее сообщал Андрей Стрижак, из освобожденных досрочно пять человек должны были выйти на свободу в течение месяца, три человека — в течение года. Большинство из освобожденных не являются пожилыми людьми с тяжелыми заболеваниями.