ФСБ России отчиталась об уничтожении в Карелии беларуса, который якобы планировал теракт. В качестве доказательства российские силовики распространили видео, которое, судя по всему, должно изображать задержание преступника. Но как раз эти кадры, вкупе с другими нестыковками, ставят под сомнение версию российских спецслужб.
ФСБ России сообщает: «на территории Республики Карелия предотвращена подготовка террористического акта, планировавшегося спецслужбами Украины с участием завербованного гражданина Республики Беларусь, 1974 года рождения, являвшегося членом запрещенного в Беларуси националистического формирования «Полк имени Кастуся Калиновского» и находившегося в межгосударственном розыске».
Как утверждают российские силовики, при задержании «преступник открыл огонь из огнестрельного оружия по сотрудникам спецслужб» и «в ходе боестолкновения» был убит. Как вскоре стало известно, погибший — беларус Николай Алексеев.
По версии ФСБ, Алексеев собирал и передавал данные об объектах транспортной инфраструктуры и органах исполнительной власти региона. «Действуя по указанию кураторов, объект изъял из заранее оборудованного для него схрона средства поражения и самодельное взрывное устройство, с целью совершения подрыва одного из административных зданий г. Олонца». Сообщается, что на месте происшествия было изъято готовое к применению самодельное взрывное устройство, изготовленное на основе пластичного взрывчатого вещества РЕ-8 , электродетонатора М-6 и бытового таймера, а также пистолет Макарова и боеприпасы к нему.
Как сообщает «Радыё Свабода» со ссылкой на объединение бывших силовиков BelPol, убитый российскими силовиками Николай Алексеев родился в Витебске в 1974 году. Прописан в селе Домашаны Минской области, был директором частного предприятия, занимавшегося розничной торговлей, которое сейчас находится в стадии ликвидации.
Как рассказали изданию знакомые семьи Алексеевых, Николай вместе с женой работал в фитнес-клубе в минском микрорайоне Уручье. Алексеев поддержал протесты 2020 года, вывешивал флаги на домах. Это видно и по соцсетям Николая Алексеева ВКонтакте» и Instagram — герб «Пагоня» и украинский Трезубец на аватарке, бело-красно-белые флаги, комментарии в поддержку протестного движения, фото с акций. Репрессии и подавление протестов беларусскими силовиками Алексеев называл «геноцидом нашего народа».
Последний открытый пост Николая в Instagram посвящен гибели добровольца Тура из Полка Калиновского и опубликован почти два года назад — 14 марта 2022 года.
По словам знакомых, в Карелию к родственникам из Беларуси первой переехала жена Алексеева, которая родилась в России. Когда и при каких обстоятельствах к ней присоединился Николай, неизвестно.
У Алексеева четверо детей. Старший сын Влад подтвердил «Нашей Ніве» смерть отца. Он сообщил, что его мать — жена активиста — поехала в морг, видимо, на опознание. При этом телефон у нее отобрали сотрудники ФСБ, поэтому связи с ней на тот момент не было.
Влад рассказал, что его отец был «замечательным человеком». «Он не мог кого-то застрелить. Он был глубоко верующим человеком, постоянно молился. Мы вместе с ним в храм ходили». Знакомые семьи тоже хорошо отзываются о Николае.
По информации BelPol, на которую ссылается «Радыё Свабода», Николай Алексеев не судим, а информации о каких-либо связанных с ним уголовных делах нет. Есть только административные протоколы ГИБДД. Однако поиск по базе на сайте МВД России, которую проанализировала «Медиазона», выдает результат — разыскивается Алексеев Николай Владимирович, 1974 года рождения, беларус. Мы не можем с уверенностью утверждать, что речь идет об одном человеке. Однако косвенно это может быть подтверждением информации российских телеграм-каналов которые сообщают, что «с сентября 2022 года Алексеев находился в федеральном розыске за оскорбление президента Беларуси».
Как пишет Baza, по версии следствия «6 марта в 17:00 Алексеев приехал в район деревни Тукса, чтобы забрать взрывное устройство. На месте его ждали сотрудники ФСБ — при попытке задержания Алексеев оказал сопротивление и был убит».
Российский ТГ-канал Shot утверждает, что «беларуса выследили в лесу недалеко от деревни Тукса, где он прятал взрывное устройство». А в России Алексеев находился с марта. Задание заложить взрывное устройство в здании Администрации Олонецкого района «он получил от кураторов в телеграме».
Перво-наперво привлекает внимание якобы существующая связь между убитым Алексеевым и Полком Кастуся Калиновского. На основании какой информации сделаны эти выводы, ФСБ РФ и прочие источники не уточняют. Размещенные в соцсетях Николая Алексеева фото погибшего добровольца Тура с подписью «Герои не умирают» нельзя рассматривать как убедительное доказательство его связи с этим формированием ВСУ Украины. Больше никаких упоминаний ПКК в его профиле Instagram обнаружить не удалось. Но этого, похоже, ФСБ РФ хватило для того, чтобы связать Алексеева с полком.
Во-вторых, немалое удивление вызывает цель предполагаемого теракта – здание администрации в Олонце. В городе, население которого – чуть более 7,5 тысяч человек. Не предприятие военпрома, не склады, не железнодорожное полотно, не мост через реку, что теоретически могло иметь хоть какой-то смысл. Нет, в качестве цели был избран райисполком, причем даже не в крупном городе. В чем смысл операции? Да и «сбор информации об объектах местной транспортной инфраструктуры» выглядит неубедительно. Что важного в Олонце? Одноэтажная ж/д станция и автобусная остановка? «Вики» сообщает, что в городе аж целых два предприятия – молочный комбинат и хлебозавод. Объемы их производства, конечно, весьма ценные сведения для украинской разведки.
В-третьих, как пишет ТГ-канал Astra, уголовное дело о «подготовке к теракту» (ч. 1 ст. 30 ч. 1 ст. 205 УК РФ) против Алексеева возбудили как раз в день его убийства». Хорошо еще, если до, а не после. И какая завидная оперативность – в один день раскрыть планы ВСУ, возбудить дело, вычислить преступника, вызвать спецназ из Центра – ну не олонецкие же участковые брали столь важного террориста, — подготовить операцию и успешно провести ее — совсем как в кино.
Ладно, допустим, телеграм-каналы могут ошибаться или просто писать вздор. Но есть и видео о задержании террориста, опубликованное ФСБ РФ. Вот оно.
Итак, в начале съемка, по всей видимости, с дрона. На улице еще светло. Некое отдельно стоящее, как станет ясно впоследствии, заброшенное здание, в которое заходит человек. Затем подъезжает микроавтобус. Следующий кадр – бойцы группы захвата приближаются к воротам – входу в строение.
Но если силовики убеждены, что террорист внутри, то почему не окружить здание и не предложить ему сдаться добровольно? Мол, все оцеплено, сбежать не выйдет, сопротивление бесполезно, поэтому руки вверх? Зачем рисковать жизнями бойцов и лезть внутрь, не попытавшись договориться с подозреваемым? Тем более что вокруг нет никаких жилых зданий или людей, для которых находящийся внутри и, по сути, в ловушке гипотетический террорист мог представлять угрозу? Но ничего такого не происходит. Или не попадает в итоговую версию видео, что само по себе странно.
Следующий кадр – силовики уже внутри здания. Кромешная темнота, только пятно света от фонаря. «Видишь, проем!» — говорит один из них и после этого слышится крик — «Выходи!». Звучит выстрел, и спецназ открывает огонь. Куда стреляют бойцы – не видно, равно как и того, что в глубине помещения вообще кто-то есть. «Заходим, заходим, заходим», — трижды командует один из них. Затем монтажная склейка – двое силовиков с опаской приближаются к проему, ведущему в соседнее помещение. Причем кажется, что это уже другой проем, шире предыдущего, от которого велся огонь на предыдущих кадрах. Хотя утверждать наверняка сложно из-за окружающей темноты. Опять склейка, и мы видим лежащее на полу тело человека с заблюренным лицом, в серой куртке и синих брюках. Рядом с ним – пистолет Макарова. Никаких ран на теле не заметно, хотя огонь спецназ вел плотный. Если раны и есть на голове, то их невозможно разглядеть из-за блюра. Затем демонстрируется валяющийся рюкзак, около которого можно увидеть зарядку для телефона, провод от нее, денежную купюру и еще какие-то мелкие предметы.
Потом, уже в темноте, из микроавтобуса с надписью «ФСБ России» выходит сапер в защитном костюме и входит в здание. Затем нам демонстрируют некие предметы, которые, по всей видимости, должны изображать части взрывного устройства. При этом непонятно, откуда они взялись. Из тайника, из рюкзака? Или материализовались сами по себе? Процесс их изъятия на видео не попал.
Если эта оперативная съемка должна доказать виновность убитого, то на деле все получается наоборот. Выглядит так, что ФСБ и не пыталась взять живым предполагаемого террориста. Что было бы логично, ведь его показания могли помочь установить всех причастных к планируемому преступлению, его заказчиков, мотивы и прочие важные для следствия детали. Если допустить, что террорист действительно был завербован ВСУ, то его задержание и последующий гласный суд над ним могли стать серьезным достижением российских спецслужб.
Но склейки и нестыковки позволяют предположить, что видео это от начала до конца постановочное. И из него просто невозможно понять — что же на самом деле произошло. И был ли тот преступник вовсе, и почему силовики решили его сразу уничтожить.
Чтобы закрыть ему рот? Вероятно, правды мы никогда уже не узнаем. Может, кто-то из местных силовиков решил получить звезды на погоны, задержав не разыскиваемого за оскорбление правителя соседней страны беглеца, а целого «террориста»? Просмотрели на странички в соцсетях разыскиваемого и придумали себе спецоперацию? Поди знай. Все шито белыми нитками – и связь с Полком Калиновского, и видео с ликвидацией. Лишь одно можно утверждать без преувеличения – доверия российским, как и беларусским, силовикам нет ни на йоту. Слишком много и часто они врали и врут. И жизнь человеческая для них – пыль. С чего бы не растоптать ее ради очередной медальки?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by