Беларусы «стучат». Цифра в 40 тысяч доносов, как справедливо отметили коллеги, конечно, преувеличена. Что-то многократно дублируется, что-то – очевидный спам. Пишут и психически нездоровые люди. И все же часть обращений из предоставленной «Киберпартизанами» базы — полноценные доносы. Их авторы «стучат» на коллег, на соседей, на знакомых и даже на бывших возлюбленных. Что-то вызывает горечь, поскольку за этими обращениями вполне могут быть сломанные судьбы, задержания и сроки. Но порой приходишь к выводу: с такими союзниками на местах никаких врагов не надо.
Многие сообщения лаконичны и содержат лишь ссылки на каналы или профили в Instagram, Facebook, ВК или «Одноклассники» с требованием разобраться с «бчб-шниками» или конкретными людьми, которые принимали участие в акциях протеста. Ссылка и подпись – «бчб-тортики». Или ссылка на профиль и приписка к ней: «Ярый бчбист. Сколько еще он будет колечить психику детям и людям» (здесь и далее стиль, орфография и пунктуация авторов сохранены – прим. Reform.news).
Есть и подробные «кулинарные доносы», с красочными деталями. Например, заявление о «распространении БЧБ-символики и поддержке массовых акций протеста» иностранным гражданином, который проживает в Минске и имеет ВНЖ. Гражданин этот, утверждает автор доноса, «придерживается сам и распространяет деструктивные взгляды, направленные на дестабилизацию ситуации в Республике Беларусь». И, «работая кондитером, распространяет бчб-символику — изготавливает бело-красно-белые десерты с гербом Погоня как дома, так и на работе». Доносчик уточняет, что иностранец «неоднократно лично проводил и записывал видео мастер-классов по производству бчб-десертов». А «в переписке со своими знакомыми за границей он распространяет заведомо ложную дискредитирующую информацию об экономическом, политическом и международном положении Республики Беларусь». Более того — «регулярно обращал внимание окружающих лично и в группах (телеграм, Facebook, Viber и др.), что проводимые в Беларуси митинги недостаточно массовые, организованные и качественные, сравнивая их с Арабской весной».
Хватает и сообщений вроде «В этот телеграмм канал бчбешники сливают информацию о не угодных им людях. Вот я скопировал ссылку приглашение на этот их ужасный чат» или «Бчбшники в это воскресенье планируют брать с собой камни и бросать при задержании. Будьте готовы и осторожнее пожалуйста. Вот ссылка на этот телеграмм канал: С уважением: Олег».
Или вот: «Доброго времени суток я прошу убрать эту фашистскую символику с продажи и закройте этот бчб магазин». Ссылочка прилагается.
«Хочу сообщить в организацию по борьбе с терроризмом, что в провластной структуре корона, ресторане Амстердам, работает ***, полностью поддерживающая бчб, ее профиль на фб ***, такие люди не должны работать в предприятиях республики беларусь».
Донос явно написан знакомым человеком. Или коллегой. Может, повздорили, не сошлись во мнениях по поводу ассортимента блюд или методики обслуживания клиентов? Остается лишь догадываться. Но вот он, донос, да не куда-нибудь, а в «организацию по борьбе с терроризмом». Чтобы точно мало не показалось.
А вот и ФИО, год рождения, адрес проживания «радикала», который «изготавливает и распространяет БЧБ атрибутику». Примите меры.
«Здравствуйте, дальнобойщик ***, проживающий по адресу ***, «провозит в РБ незаконную символику, наклейки (бчб) и т.е, что способствует Настройки граждан против государства!». Тоже не похоже на донос от случайного человека. Бдительный сосед? Коллега? А может напарник?
Вот обращение дамы из Баранович: «В нашей комнате среди прочих работают *** и ***, которые с июля-августа 2020г. и по сей день в рабочее время постоянно обсуждают новости, опубликованные на экстремистских антигосударственных ресурсах, агрессивно высказываясь в адрес Президента, действующей власти, отвратительно и цинично оскорбляют государственную символику, с ненавистью и злобой поливают грязью силовые структуры и правоохранительные органы государства. Осенью прошлого года они откровенно кичились своим участием в несанкционированных бчб-митингах».
А вот донос от гражданки, которая не считает себя «стукачкой»: «Хочу вам сообщить о том что мне знаком человек который хочет дистабилизировать ситуацию в городе Лида. Он бчб настроен и несколько дней назад насколько мне известно, прибыл из за границы. Не знаю чем уж он там занимается но сумму привёз более 15 ти тысеч евро. Знаю что имеет картачки европейских банков. И я уверена что судя по его провокационнуму настроению, эти деньги окажут поддержку змагарам. Очень прошу вас проверить этого человека, так как это вызывает обеспокоинность. Знаю, что он участник митингов, да и в его мобильном телефоне информации будет достаточно. Никогда не считала себя, извините за выражение стукачкой, но просто страшно за будующие своей страны и детей». Далее – данные человека, на которого написан донос. Понятное дело, исключительно из страха «за будующие».
Едем дальше. Директор ООО *** такой-то — имя, отчество, фамилия — «принимает на работу стороников БЧБ уволенных с БМЗ. Обычных не берет. Просим принять меры и разобратся». Можно предположить, что донос написан «обычным», которому по каким-то причинам отказали в приеме на работу. Он и накатал.
Грешат доносительством и соседи. Например, минчанин с улицы Притыцкого: «Добрый вечер. По адресу *** сдаётся квартира подозрительным людям. Переодически вывешивают флаг БЧБ, собираются компании шумят. Прошу проверить квартиру и её жильцов. Провести беседу с хозяином». Такая вот метода борьбы с шумными соседями.
А это тоже из Минска, от бдительных соседей с улицы Рафиева. «Сообщаем Вам что проживающие в квартире *** двое женщин одну из которых зовут *** а вторую помоложе её дочь *** — проявляют неуважение к проводимой Президентом РБ политикой агитируют других проявлять недовольство призывают выходить вечером во двор для прведения актов протеста».
Нет, сейчас, конечно, не 1937 год. Соседи пишут доносы не для того, чтобы получить освободившуюся после ареста обвиняемых комнату в коммуналке. Квартиру номер такой-то им никто не отдаст, и они это знают. Выходит, пишут из классовой ненависти? Или от любви к искусству?
А вот и почти что родственные связи. «Здравствуйте! моё дело рассказать,а что делать с этой информ решать вам. сестра моего сожителя *** гражданка Р.Б. уехала в Бельгию по контракту 10 лет назад. по профессии программист. <> стала работать под началом Питера теперь её сожитель. со слов моего сожителя их работа заключается достать информацию и её продать. приезжали раз в год. в этом приехали дважды. <> поговорили. выяснилось она яростная руссофобка, прыхильник секты бчб. и всех фашистких методов управления которые присутствуют на Украине. последний их приезд был в декабре 7 прибытие отъезд примерно 11».
Похоже, что сестру своего сожителя гражданка подозревает в шпионаже. О чем и торопится сообщить в органы.
А вот и очень грустная история: донос на бывшую девушку. Он длинный, так что перескажу тезисно, со вставками цитат. «Здравствуйте. Считаю что должен вам донести информацию об одном человеке» — начинает свой опус автор. И рассказывает о журналистке госСМИ, «которая с 18 августа 2020 посещала митинги как и ее родственники. Так получилось что мы жили вместе и после выборов 9 августа когда стало все происходить я запрещал ей что либо делать и выходить на улицы. но меня не послушали». <>
«Вскоре по приходу с работы она стала говорить все больше и больше что все плохо и надо что то делать. 12 декабря 2020 года она стала очень быстро и нервно говорить, что нам надо срочно уезжать в Питер, так как все очень плохо и неизвестно что будет дальше. Я принял решение что надо уезжать. Как никак она была моей девушкой. мы забрали ее дочь и я 26 декабря вывез их всех нелегальным способом в Питер. Теперь я понимаю что это была огромная ошибка. Так мы жили до апреля месяца. Перезд в питер мне обошёлся в очень большие деньги, которые я взял в долг и до сих пор должен. Но в апреле у нас происходит ссора и она возвращается в Беларусь а в конце июня я увидел ее снова на телеканале. Мне это было очень неприятно, зная что человек выступает за оппозицию <>. Плюс конечно я стал понимать что меня просто временно использовали для каких то моментов. Человек ведёт двойную жизнь и считаю это даже предательством».
Затем автор сообщает, что «готов быть свидетелем и если надо пройти полиграф». Делает он это «не из мести что расстались, а то что человек должен ответить за свои поступки и его должны поставить на место». «Кроме этого из за ее действий я потерял здоровье, финансы (большие долги) и моральное устойчивое состояние. <> Прошу справедливо разобраться в этом деле. Спасибо».
Люди, что отправляли доносы, скорее всего, предполагали, что написанное ими останется в тайне. А тут вот как повернулось. Люстрация началась неожиданно рано.
Все это – малый срез по поверхности: вышеописанные доносы найдены в базе лишь по одной аббревиатуре «бчб». По прочим ключевым словам наверняка можно обнаружить еще немало показательного. Но суть ясна. И этих конкретных случаях не стоит пенять на градус идеологического противостояния в обществе — как по мне, тут речь идет о банальной мести.
Хотя в других случаях идеологию все же не стоит сбрасывать со счетов. Порой идейные граждане даже обращаются в КГБ с конкретными предложениями и проектами.
Вот товарищ предлагает органам идти на еще более жесткие меры: «Некуда сажать – в воинские казармы и всех на грязные трудовые работы, включая несовершеннолетних.
«Держите в изоляции раненых, так как за фотографии с побоями им доплачивают хорошие суммы. Штрафуйте оплаченных митингующих по-максимуму и поощряйте рублём тех людей, которые активно уничтожают любую деятельность БЧБистов» — советуют другие.
Кто-то просто предлагает свои услуги, выражая готовность стать сексотом: «Скажу просто, бесит змагарье непонятно за что борющееся, их фашистская символика БЧБ, А потому я готов идти на контакт, при необходимости давать сведения, которые помогут Вам, стражам Отечества, посильные, чтобы страна осталась прежней, а не превратилась в….. к примеру Украину… Готов к любому сотрудничеству. Прошу не передавать данное сообщение по месту жительства. Так как боюсь утечек и кумовства. Спасибо Вам за все! Хотя бы за то что выслушали», — пишет автор обращения.
А группа граждан и вовсе разработала детальный план «окончательного прекращения оплачиваемых митингов», представив его на рассмотрение в КГБ. Свой проект они назвали кодовым именем «Пастушок». И утверждают, что план «максимально приспособлен к менталитету наших соотечественников, предельно прост и экономически целесообразен». Инициатива достойна того, чтобы остановиться на ней подробнее.
Для реализации своей задумки авторы предлагали задействовать 50 коров, группу из 20 человек и корм для животных. При этом участники «должны уметь держать язык за зубами, но в то же время быть приветливым, особенно на камеру, для самых разных журналистов».
Итак, в одно прекрасное утро недалеко от площади Независимости появляются 50 коров под наблюдением 5-8 человек, которые играют роль фермеров. А как только «оплаченные митингующие собираются на площади», стадо движется в их сторону».
Слово разработчикам плана: «Фермеры должны идти под польскими БЧБ флагами. И требовать повышения зарплаты, постройки новой большой фермы и завода по переработке молока. Через определённые промежутки времени, 4-5 человек должны подвозить легковыми машинами типа седан, как можно больше не доезжая до площади, корм для скота. Обиженные фермеры должны максимально привлекать митингующих, что бы они помогали разносить сено и кормить коров. После этого, настанет время доить коров, к чему тоже должны быть привлечены митингующие. Каждый из которых сможет безплатно выпить вкустного парного молока за свой труд. Ещё через время, скот начнёт гадить на площади, если митингующие не будут на это обращать внимание, то пусть оно так и лежит, а если будут обращать внимание, то пусть фермеры дадут оплачиваемым митингующим несколько лопат для уборки снега, и пусть они поочереди возятся с уборкой говна в кучу. Милиция всего этого должна НЕ замечать».
«Обиженные фермеры должны ссылаться на то, что у них нет времени заниматься уборкой. Так же, какую-то корову можно вместе с митинговальщиками в процессе митинга покрасить в польский флаг БЧБ и подбадривать людей, что бы они фотографировались на фоне этой коровы, таким образом, это животное, в течении нескольких дней станет их символом».
«Вау-эффект: Общий труд как бы сплотит обиженных фермеров и обычных людей. Вначале, митингующим будет достаточно интересно, но в дальнейшем, через некоторое время люди начнуть ходить по говну. Получиться обичный деревенский запах. И будет самое время, кому-нибудь из муниципалитета обвинить оплаченных митингующих в том, что они ведут себя как стадо скота, а не просто овец. Обвинять их, что засрали столицу, и конечно по месту придумать ещё какие-то обвинения, в оплаченных митингующих и их руководителей».
<> «Результат: хождение по говну и пачкание чистой одежды не будет стоить тех 30 долларов в день, и многие митигующие будут требовать либо больше денег у организаторов, либо уходить. Так же с помощью коров, можно как бы невзначай оттиснять самых активных митингующих с тех или иных мест».
«Возможен такой ход событий, что злоумышленники будут повышать зарплаты митингующим, либо переместятся в другое место. Обиженные фермеры должны так же перемещаться в другое место вслед за продажными митингующими, для этого как раз и нужны остальные незадействованные лица группы, которые будут неприметно выступать в роли разведки и подсказывать, куда направлять стадо. Пусть у людей в памяти митинг за опозицию ассоциируется с запахом говна. Обиженные фермеры пусть и дальше требуют своё. И если организаторы предложат денежную крупную помощь фермерам, лиж бы те только убрались с площади — фермеры пусть берут эту помощь, но взамен этой сделки, на следующий день должно быть на митинге больше недовольных фермеров и стадо скота уже в 2 раза больше. Пусть митингуют вместе».
«Выводы: впервые за всю историю цветных революций технология «Пастушок», придуманная нами, с Вашего согласия, может окончательно обезвредить планы злоумышленников и предателей нашей Родины».
Авторы концепции также выражают готовность «безвозмездно на благо нашего Главы и на благо нашей Беларуси принять прямое участие в данном мероприятии».
Страшно подумать, во что мог превратиться Минск. Даже не поймешь слету, как расценивать этот проект. То ли как всамделишную инициативу с мест, то ли как троллинг 99-го уровня. Но если все это было всерьез, то с такими союзниками никаких врагов не надо. Дай им только инициативу. И да, я не знаю, почему практически все авторы доносов такие безграмотные. Хотя это тоже о многом говорит.
Все это было бы нелепо, если бы не было грустно. Не столь важно даже, чем доносы обусловлены – любовью к режиму или желанием свести личные счеты. Ясно, что в условиях продолжающихся репрессий их будет становиться все больше и больше. Наверное, оптимисты правы – мы еще не в 1937-м. А где? В начале тридцатых?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news