Чтобы учиться ценить что-либо, даже то, что мы обычно совершенно не замечаем, нужно этого лишиться, говорят умные люди. Зимой в Восточной Европе солдаты, действующие на поле боя, лишаются столь многого, что существуют едва ли не в наиболее экстремальных условиях из возможных.
Самые обычные и не вызывающие в теплое время года никаких проблем действия становятся чрезвычайно утомительными и даже опасными. И так невысокий уровень полевого комфорта пробивает земную кору и достигает ядра Земли. Техника и люди выходят из строя с удвоенной скоростью, а уровень потребностей фронта в поставках подскакивает в разы.
И это еще до всяких боевых действий. Просто потому что пришла зима.
Давайте рассмотрим, как на современную войну в Украине влияет зима — и на кого из противников она повлияет наиболее сильно.
Почти на всей территории Украины климат характеризуется как умеренно континентальный, однако именно к ее востоку, где идут основные боевые действия, уровень континентальности (в частности, перепад температур между летом и зимой) растет.
В то же время на юге Украины на климат влияет близость Черного и Азовского морей, поэтому зима может быть довольно теплой и очень влажной. Околонулевые температуры при этом могут убивать людей не хуже, а то и лучше, чем стабильные -10 или -15.
«Те, кого сейчас мобилизуют, попадут на фронт зимой. Зима на Донбассе — обманчиво тёплая в плане формальных температурных значений, но. Ветер и влажность. Местные ветер и влажность зимой выбешивают даже очень сибирских сибиряков. Поэтому озаботьтесь термухой, полноценной полевой зимней обувью и сменными носками. Озаботьтесь _толстым_ ковриком-«пенкой» под спальник (не знаю, рекомендовать ли надувной, не проверял, прожигает ли его пепел с сигареты) и зимним спальником. Озаботьтесь каталитической грелкой, которую можно кинуть в ноги спальника и она будет греть всю ночь. Озаботьтесь витаминами, противопростудными средствами», — пишет в блоге российский военнослужащий-связист «ЛНР» Андрей Морозов.
Характерно, что московит предлагает своим соратникам оснащаться за свой счет, не ожидая снабжения от государства.
Ты не ты, когда в окопе температура около 0:
Также юг Украины — это преимущественно равнины, из-за чего ветры часты и сильны.
«Есть юг, это бильярдный стол. Там просто нет холмов. От Николаева и до Херсона идет ровное поле. Нигде не спрячешься, посадки редки. Луганская область — Соледар и где идут бои, там наоборот, холмы, овраги, реки, балки. Есть Донецкая агломерация, там вообще — поле, степь, села разрушенные. Театры боевых действий разные, и температурно они зимой разные. Если Мариуполь или Херсон — море и влажно. Если Донецк — то он очень ветреный, бешеный ветер зимой гуляет», — отмечает украинский морской пехотинец Александр Карпюк.
В самом общем случае на боевые действия и на решения командования повлияют следующие факторы:
Таким образом, атаки будут реже, и они станут менее продолжительными, линии фронта будут иметь тенденцию к большей статичности. Боевой дух солдат, скорее всего, будет несколько подавлен из-за того, что даже без боя их жизнь в поле превратится в сплошное выживание.
Например, если у вас что-то промокнет в снегу или воде (куртка, ботинки, носки), то даже просто высушить это зимой в чистом поле — почти нерешаемая задача, если нет хотя бы условно теплого помещения или отапливаемой палатки. А пока ваша одежда или обувь не высохнут — то вы очень быстро становитесь небоеспособной единицей и рискуете потерять здоровье.
При этом постоянная усталость солдат в сочетании с ухудшением условий для видимости на поле боя могут привести к тому, что во время снегопадов или туманов некоторые наступательные действия противника окажутся полностью неожиданными.
Попытки согреться по старинке могут привести к демаскировке:
Такие случаи бывали даже в период Наполеоновских войн, когда войска ходили во весь рост плотными построениями в сотни и тысячи человек, не имевших никакого камуфляжа, тем более они вероятны в наши дни. Так, 2 декабря 1805 года в битве при Аустерлице плотный туман скрыл подходящие к холмам в центре австрийско-московитской армии французские колонны — в итоге удар французов был абсолютно внезапен и фатален для союзников.
То же самое представляет опасность и для наступающих. Например, в битве при Прейсиш-Эйлау в 1807 году в сильный снегопад французский корпус маршала Ожеро несколько потерял ориентацию на поле боя и ошибочно вышел прямо на огромную 70-пушечную батарею московитов, понеся большие потери.
Серьезно повлияет зима и на выживание раненых — если в теплое время года большая часть раненых может относительно продолжительное время оставаться вне помещения, то зимой этот период резко сокращается. Холод быстро осложняет ранение и в итоге может просто «добить» раненого бойца.
Иногда можно встретить рассуждения о том, что зимние условия больше помогают более привычным к холодным погодным условиям народам. В частности, вспоминают войну 1812 года, когда якобы «генерал Мороз» разбил армию императора Наполеона. Однако исторические факты не соответствуют этой картинке — прежде всего французскую армию подкосило падение дисциплины из-за пожара и разграбления Москвы, и только после морозы, начавшиеся довольно поздно, окончательно подорвали ее силы.
Зима всегда бьет по армиям с обеих сторон фронта, и тут вопрос — какая армия наилучшим образом справляется с морозными условиями — лучше экипирована, более дисциплинирована и обучена воевать в холода.
Так, например, если в 1941 году немецкий вермахт был в определенной степени ослаблен нехваткой теплой униформы, подходящего топлива и масел для войны в серьезные морозы, то уже в зимние месяцы 1942, 1943, 1944, 1945 годов зима сама по себе не была сколько-нибудь значимой причиной неудач немецких войск.
Зима также является серьезным испытанием для «железа», задействованного на войне — колеса и гусеницы буквально вмерзают за ночь в грязь, резиновые детали крошатся, низкие температуры сказываются на работе радиостанций, артиллерийских орудий и стрелкового оружия. Автомобили, которые и летом на войне являются расходным материалом, зимой «сгорают» еще быстрее.
Украинский танк Т-64ВМ2 в зимнем камуфляже:
Все это требует должного обслуживания, а значит хорошей подготовки, чтобы солдаты могли поддерживать должную работоспособность основных инструментов своего тяжелого труда.
Однако, вероятно, наиболее сильно погода скажется на действиях новых рабочих лошадок войны — легких разведывательных беспилотниках, составляющих около 90% всех беспилотников, задействованных в ходе боевых действий в Украине. Они обеспечивают продвижение пехоты, корректируют огонь артиллерии, сбрасывают легкие боеприпасы на головы врагу.
С одной стороны, работа беспилотников зимой максимально эффективна — деревья (кроме хвойных) голые, замаскировать в посадках что-то от наблюдения сверху довольно тяжело. Кроме того, следы техники и ног на снегу сами по себе выдают наблюдателю возможное местонахождения врага.
Дрон с прибором ночного видения корректирует огонь украинской артиллерии:
В то же время холод отрицательно сказывается на работе батарей беспилотников и их пультов управления — батарей потребуется куда больше, чем летом. И желательно их держать до использования в относительном тепле, чтобы не разряжались.
«И обидно, согласитесь, будет потерять коптер за 200 000 рублей из-за того, что не потратил 3-5 тысяч на то, чтобы сохранить в тепле батарейку за 20 000 р., когда эта батарейка во время зависания над позициями противника внезапно «просядет» так, что до своих машина уже не дотянет. И уйдёт в снег при падении так удачно, что найдут аппарат только весной, сапёры, случайно», — отмечает Морозов.
Кроме того, БПЛА уже страдают от обледенения при полетах, что угрожает падением, а также от сильных ветров, что затрудняет управление и опять же может привести к катастрофе.
В итоге эффективность армий зимой прежде всего определяется подготовкой и экипировкой, а не «привычностью организма» солдат. И тут примечательно, что новости о специальном обучении украинских солдат действиям в зимних условиях есть, а от Минобороны РФ мы таких новостей не слышим.
Еще в сентябре Минобороны Украины озаботилось подготовкой к зиме. Сейчас украинские войска получают современные комплекты солдатского зимнего обмундирования сотнями тысяч. Так, Финляндия, Норвегия, Швеция, Британия и Канада поставляют Украине одежду и зимние палатки. Кроме того, Финляндия предложила украинцам обучение войне в зимних условиях.
Зимние учения украинской Территориальной обороны:
В то же время войска РФ, судя по всему, уже страдают и от плохого зимнего снаряжения, и от нехватки подготовки. Неоднократно пленные московиты рассказывали, что их начальство просто оставляет их на произвол судьбы без адекватного обеспечения.
Таким образом, зима может навредить плохо экипированным войскам московитов куда больше, чем украинским солдатам, отмечают наблюдатели. Бойцы Вооруженных сил Украины, насколько можно судить по фото и видео, уже сейчас обмундированы и экипированы лучше, чем даже кадровые войска РФ, а уровень снаряжения московитских мобилизованных в среднем ниже всякой критики.
«Учитывая преимущество, которое украинцы имеют в подготовке, оборудовании и качестве боевого состава против деморализованных, плохо обученных, плохо оснащенных россиян, в интересах Украины сохранить темп зимой. У украинцев есть 300 000 комплектов зимнего снаряжения, полученного от международного сообщества», — отметил в интервью министр обороны Британии Бен Уоллес.
Журналист Том Уорнер разместил в своем блоге страшноватую запись с украинского дрона, скидывающего легкую гранату в окоп, в котором кучей лежат (возможно, спят) солдаты-московиты. Несмотря на то, что взрыв, пусть и не очень мощный, происходит буквально в полуметре от группы людей — они почти не двигаются.
«Поразительно, насколько слабо они реагируют… Трое вообще не двигаются. Эти люди поражены гипотермией — от умеренной до тяжелой степени. В этом состоянии тело прекращает дрожать, а сознание входит в ступор или вообще отключается. Они, видимо, всю ночь лежали кучей, пытаясь согреться без нормального обмундирования или спальных мешков при температуре ночью от 0 до -4… Несомненно, они также утомлены продолжительным недосыпанием», — отмечает журналист.
Таким образом, ведение боевых действий зимой сильно усложняется, требует дополнительных сил, еще больше, чем летом, выносливости и боевого духа от офицеров и солдат, требует куда больше ресурсов (топлива, дров, одежды, батареек и т. д.) и более тщательного ухода за боевой техникой.
Означает ли все это, что зимой война примет характер чисто позиционной борьбы, как это было в 2015-2022 годах на Донбассе до начала крупномасштабного российского вторжения? Отнюдь.
Скорее всего, с упорством, достойным лучшего применения, Москва будет и дальше биться лбом в крепкую оборону украинских войск в Донецкой области — как она это делала все последние 9 месяцев. Однако ожидать там решительного прорыва и выхода оккупантов на оперативный простор не приходится. Вероятнее всего, теряя тысячи людей, московиты будут в среднем проходить в день, как и раньше, от 0 до трех сотен метров на запад.
«Хорошо снабженные украинские войска вряд ли остановят свое контрнаступление из-за прихода зимы и могут воспользоваться тем, что почва замерзнет, чтобы двигаться быстрее, чем в период осенней распутицы… Остановка боевых действий на фронте зимой будет на пользу только войскам Московии, которая продолжит свою кампанию геноцида по уничтожению украинской идентичности в оккупированных частях Украины», — отмечал Институт изучения войны.
В итоге украинцам, владеющим стратегической инициативой, тем более не выгодно отсиживаться в обороне. Имея опытные части, высвободившиеся после освобождения Херсона и правобережья Днепра, а также новые силы, которые проходят подготовку в Европе и Украине, они располагают ударным кулаком, который было бы глупо не пустить в ход, не ожидая, пока РФ подготовит свои резервы.