Гибель Павла Адамовича – не только горе для Польши, но и потеря друга Беларуси

Погибший президент Гданьска был другом Беларуси, дальним родственником поэта Славомира Адамовича и поддерживал польское меньшинство в нашей стране.

Раны, которые оказались смертельными, Павлу Адамовичу нанес ранее судимый 27-летний мужчина, когда президент Гданьска закончил свою речь на благотворительном концерте и держал в руке фейерверк.

Трагедия, которая шокировала Польшу, произошла на глазах тысяч зрителей и перед объективами телекамер. Многие зрители снимали концерт и речь Адамовича на мобильные телефоны, поэтому у полиции не возникло проблем с тем, чтобы установить, что случилось. На сцену вышел высокий мужчина и нанес Павлу Адамовичу несколько ударов ножом.

Произошедшее поражает своей жестокостью, абсурдом и нелепостью одновременно. Убийство произошло во время финального «Большого концерта праздничной помощи» (Wielka Orchestra Swątechnej Pomocy) – самого масштабного благотворительного мероприятия в Польше, которое проводится более четверти века, объединяет поляков практически всех взглядов и собирает десятки миллионов злотых для оборудования больниц, хосписов, детских домов и других учреждений. Подсчет собранных средств еще не закончен, но в этом году пожертвования уже составили 96 млн злотых (более USD 25 млн). В прошлом году было собрано более ста миллионов злотых, а за все время благотворительного марафона – более миллиарда злотых (более USD 250 млн). В каждой польской больнице есть оборудование с маркировкой, информирующей, что оно куплено на средства, собранные WOSP, пациентов спасают кареты «скорой помощи» и реанимобили, профинансированные этим фондом, во многих больницах за счет пожертвований созданы целые отделения. «Большой концерт праздничной помощи» неоднократно с блеском проходил аудиты и считается эталоном эффективности и прозрачности для других общественных организаций. Финальный концерт ежегодного благотворительного марафона – момент, который объединяет всех поляков, несмотря на все разногласия. Выбрать этот момент для демонстративно жестокого убийства мог либо совершенно безумный либо очень изощренный человек или группа лиц.

По сообщениям польских СМИ, мероприятие охраняла не полиция, а частное охранное агентство, с которыми организаторы заключили договор. Убийца смог пройти на сцену т. к. у него был самодельный бэдж с надписью «СМИ». По мнению комментаторов, подготовленные хладнокровные и расчетливые действия злоумышленника не оставляли шансов «чоповцам», и остановить его могли лишь профессиональные действия полиции или других спецслужб, которые не занимались охраной концерта в Гданьске. Однако, совершив задуманное, убийца мало был похож на адекватного человека, способного планировать свои действия и осознавать их последствия. Он вырвал микрофон у ведущего, вскинул руки в триумфальном жесте и прокричал о своих мотивах: «Привет! Привет! Меня зовут Стефан В(неразборчиво). Я сидел в тюрьме без вины. Я сидел в тюрьме без вины. Гражданская Платформа (оппозиционная, ранее – правящая партия в Польше – прим. #RFRM) меня пытала».

Многочисленные свидетели были в шоке от произошедшего, большинство восприняло это как часть представления. Лишь через сорок секунд его повалил на землю мужчина в светлых штанах, а второй подбежавший выбил ногой нож из его руки.

Удары были нанесены явно подготовленным человеком, как позднее выяснилось, 14-сантиметровым ножом и пришлись в область сердца и брюшную полость. После атаки Адамович упал без сознания. Прибывшие медики на протяжении получаса проводили реанимацию политика. Когда удалось стабилизировать сердечный ритм, он был доставлен в больницу, где проведена 5-часовая операция. В понедельник после полудня Павел Адамович умер.

Информация о личности убийцы не добавляет ясности. Это 27-летний Стефан В. Ранее он был осужден на пять с половиной лет лишения свободы за серию вооруженных ограблений отделений банков. Ничто не указывает на то, что он был осужден незаконно или без вины. По версии следствия, молодой человек завладел примерно 15-ю тысячами злотых во время пяти вооруженных ограблений, и был задержан вскоре после последнего из них. Изъять у него удалось лишь около 2500 злотых. Остальное он потратил на рестораны, отдых на Канарских островах и спустил в казино. В суде он не отрицал вину, хотя и не высказал раскаяния. Освобожден Стефан В. был в декабре 2018 года, отбыв срок «от звонка до звонка». Сообщается также, что большую часть срока он провел в изоляции, был под контролем психолога, а также суд несколько раз отказал ему в досрочном освобождении. Возможно, именно это убийца имел в виду, говоря о пытках со стороны «Гражданской Платформы», хотя большую часть срока он отбыл при нынешней правящей партии «Право и Справедливость». Абсурдности такому объяснению прибавляет и то, что Адамович в марте 2015 года – почти четыре года назад — приостановил, а затем и завершил членство в «Гражданской Платформе», которая тогда была правящей партией. То есть логику убийцы понять крайне трудно. Многие высказывают мнение, что он психически болен. Прокуратура также высказала сомнения в том, что убийца действовал во вменяемом состоянии.

Вся Польша пребывает в шоке пытается осознать произошедшее. Павел Адамович был был одним из самых заметных, перспективных и прогрессивных политиков. Будучи достаточно молодым политиком (53 года) он успел стать одним из лидеров антикоммунистического студенческого движения, чем завоевал уважение сторонников разных политических лагерей. За 23 года его руководства Гданьск стал одним из самых привлекательных городов Польши – как для туристов, так и для инвесторов. Без сомнения, это был политик с большим будущим. Кроме того, он был примерным мужем и отцом двух девочек – 8-ми и 15-ти лет. Во многих городах проходят марши против насилия и митинги памяти, в которых принимают участие представители партий всего политического спектра. Многие говорят о неприятии насилия, о том, что, вероятно, это ужасное преступление было спровоцировано риторикой ненависти, к которой прибегают политики в дискуссиях, обвиняя оппонентов. Пока непонятно, как произосшедшее повлияет на всех, но не вызывает сомнений, что этот, по выражению министра внутренних дел Польши Иохима Брудзинскего, «извращенный необъяснимый варварский акт» сильно повлияет на наших западных соседей.

Павел Адамович не был чужим человеком и для нашей страны. Он – дальний родственник нашего поэта Славомира Адамовича. Семья Адамовича переехала в Гданьск из Вильнюса после войны. Он поддерживал польское меньшинство в Беларуси, защищал права беларуских «гастарбайтеров» в Гданьске, приезжал в Курапаты. Писал проникновенные слова про нашу страну.

Трагическая гибель Павла Адамовича – не только горе для Польши, но и потеря друга нашей страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!