Где, если не в Литве, или Куда податься Офису Тихановской в случае возросших рисков

Главное
Светлана Тихановская на митинге в честь Дня Воли в Вильнюсе, 25.03.2025 г. Фото: Офис Светланы Тихановской

Власти Литвы приняли решение понизить уровень физической охраны Светланы Тихановской. Тенденция тревожная, хотя справедливости ради отметим — паковать чемоданы и президенту-электу, и сотрудникам Офиса пока еще рано. Однако все же зададимся гипотетическим вопросом — куда лучше перебраться лидеру беларусских демсил и ее команде в случае, если угрозы их безопасности в Литве окажутся выше допустимого уровня?

«Безопасность — не роскошь»

Функции охраны Тихановской будут переданы от Службы безопасности руководства государства в Бюро криминальной полиции. Офис Светланы Тихановской был уведомлен о принятом решении 1 октября. По словам советника Тихановской Дениса Кучинского, эта ситуация потребовала адаптации работы команды к новым реалиям. В результате пертурбаций физическая деятельность офиса оказалась временно приостановлена.  

С 2020 года Светлане Тихановской обеспечивалась круглосуточная физическая охрана — как в Литве, так и за ее пределами. Ей был присвоен статус официального гостя категории C. Обычно он предоставляется иностранным послам, главам представительств международных организаций, членам иностранных правительств, Еврокомиссии и другим лицам аналогичного уровня.

Как сообщил Денис Кучинский, на встрече с представителями Офиса министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис подтвердил: Тихановская остаётся официальным гостем правительства Литвы, и никаких изменений в её статусе не предвидится. А все вопросы с безопасностью будут решены. Однако факт остается фактом: уровень охраны Тихановской будет понижен.

Как бы там ни было, перво-наперво необходимо поблагодарить литовские власти за многолетнюю поддержку беларусского демократического движения. И за предоставленную возможность Офису работать в Литве, и за охрану, которая обеспечивалась в течение нескольких лет. И за присвоенный Тихановской статус официального гостя категории C. Все это в совокупности позволяло президенту-электу и ее команде осуществлять свою деятельность.

Однако не случайно представители Офиса Тихановской акцентируют внимание на том, что «безопасность — это не роскошь, а вопрос выживания». Понятно, что угрозы со стороны режима Лукашенко никуда не делись. А теперь, когда о снижении уровня охраны объявлено официально, беларусские спецслужбы вполне могут активизировать усилия и постараться дотянуться до желанной цели.

Предположим, ситуация станет развиваться по наихудшему сценарию, и риски окажутся чрезмерно высокими. Или же представим — сугубо гипотетически, — что к власти в Литве придут политические силы, которых по ряду соображений не устроит присутствие Офиса Тихановской на территории государства. Допустим, необходимо переносить деятельность структуры куда-либо еще. Вопрос — куда именно?

По следам предшественников

Надо отметить, что заря беларусской независимости тесно связана с Литвой. Старейшим в мире действующим правительством в изгнании считается Рада Беларусской Народной Республики. Независимость Беларуси была провозглашена 25 марта 1918 года. Но уже в декабре того же года, когда Минск был занят Красной армией, правительство БНР вынуждено было перебраться в столицу только что созданной Литовской Республики — в Вильно, то есть в современный Вильнюс. Затем на короткое время Раде удалось вернуться в Беларусь, в Гродно, а затем и в находящийся под контролем Польши Минск.

Не будем вдаваться в причины и следствия неоднократных расколов в БНР — например, на Верховную и Народную Рады в 1919 году. В рамках заданной темы нас интересует лишь география. Потому лишь напомним, что после того, как польская армия оставила Минск, Верховная Рада перебралась в Польшу, где вскоре приостановила свою деятельность. А Народная вновь вернулась в Литву, в Ковно — нынешний Каунас.

В 1923 году из-за разногласий в правительством Литовской Республики о статусе Виленского края, правительство БНР вынуждено было покинуть Каунас и перебраться в столицу тогдашней Чехословакии — Прагу. А когда Советская армия в 1945 году подходила к городу — дальше на Запад, в зону оккупации войск союзников. В декабре 1947 года в Баварии прошел съезд, на котором было объявлено о возобновлении деятельности Рады БНР.

До 1970 года центральный офис БНР находился в Париже. Затем в США, в Нью-Йорке. И, наконец, в канадском Торонто, где продолжает работу и сегодня. С августа 1997 года должность председателя Рады БНР занимает Ивонка Сурвилла.

В поисках места силы

Итак, куда, в случае вынужденной необходимости, мог бы передислоцироваться из Литвы Офис Светланы Тихановской?

Первое, что приходит на ум — Варшава. Плюс в близости столицы Польши к Беларуси. И в том, что в Польше, по крайней мере, среди большинства находящихся в данный момент у власти политических элит, с большего есть консенсус по отношению к беларусскому режиму. Светлана Тихановская неоднократно бывала в Варшаве. У нее, как представляется, установились конструктивные отношения с большинством ведущих польских политиков. Польша как ближайшая соседка Беларуси имеет непосредственный интерес к нашей стране. Наконец, именно в Польше, что немаловажно, проживает самая большая в Европе беларусская диаспора.

Польша, если, конечно, ее власти согласятся принять Офис Тихановской, представляется наиболее удобным местом для деятельности. Обеспечить безопасность самой президенту-электу и ее команде Польше более чем под силу. Среди возможных угроз — разве что риск оказаться удобной мишенью для различных сил в рамках внутрипольских политических конфликтов.

Еще одним неплохим местом для продолжения деятельности Офиса мог бы стать Брюссель. Среди плюсов — близость к центру принятия решений, поскольку там находятся исполнительные органы Евросоюза. А также деловые отношения, которые сложились у Тихановской и ее команды и европейским истеблишментом. К тому же в Брюсселе с 2023 года действует представительство демократических сил Беларуси, которое возглавляет Владимир Астапенко. Расширь представительство — вот тебе и Офис. Ну а пятилетняя каденция Европейской комиссии, начавшаяся только в прошлом году, позволяет Офису рассчитывать на поддержку как минимум в течение ближайших нескольких лет. Географически Брюссель дальше от Беларуси, чем Варшава. Но все же не настолько далек, чтобы утратить связи с родиной. Ну а внимание к беларусской повестке тут вполне сопоставимо с Польшей. С обеспечением безопасности в столице европейской политики проблем тоже возникнуть не должно.

Если следовать традициям, можно было бы подумать и о Праге. В 2024 году спикер Сената Чехии Милош Выстрчил заявлял, что этот город, как и сто лет назад, мог бы принять беларусское правительство в изгнании. Правда, с тех пор ситуация в Чехии изменилась — на недавно прошедших выборах в нижнюю палату парламента 34,5% голосов получила партия «Действие недовольных граждан» (ANO 2011) евроскептика Андрея Бабиша. Бабиша часто величают популистом, а по убеждениям он близок к премьер-министрам Венгрии Виктору Орбану и Словакии Роберту Фицо, которых считают наиболее пророссийскими среди европейских политиков. Теперь Бабиш намерен сформировать коалицию с прошедшими в парламент крайне правыми из партии «Свобода и прямая демократия» (SPD) и недавно созданной право-популистской евроскептической партией «Автомобилисты за себя». В случае успеха политика Чехии может претерпеть существенные изменения. И Офис Тихановской в Праге вполне могут не принять.

Что до Парижа, то Франция сама находится в затяжном политическом кризисе и вряд ли сейчас готова уделять внимание Беларуси и ее проблемам. Разобраться бы с собственными. Сопротивление со стороны симпатизирующих России крайне правых может встретить и попытка открыть Офис в Германии. Прочие европейские страны слишком отдалены от Беларуси и в смысле расстояния, и в смысле интереса к нашей стране. Заокеанские варианты чреваты риском оторваться от Беларуси, превратившись в Раду БНР, которая далека от реальной политики и исполняет роль, скорее, морального авторитета. Киев, показательно дистанцирующийся от беларусских демсил, тоже вряд ли примет Офис. Латвия или Эстония? Но захотят ли правительства этих стран брать на себя такой груз? В качестве запасных площадок можно было бы рассматривать Стокгольм или Осло. Но опять-таки, далековато от Беларуси. Да и беларусов там проживает не так уже и много.

Так что на поверку хороших вариантов остается не так много. Не будем сбрасывать со счетов и вероятность прихода к власти в разных странах крайне правых и популистских партий и движений, многие их которых выступают за улучшение отношений с Россией. И, как следствие, и с союзным ей беларусским режимом. Поэтому не исключено, что в ближайшей перспективе число стран, пусть и гипотетически готовых принять Офис Тихановской, скажем так, не возрастет.

Однако варианты с Варшавой и Брюсселем представляются как минимум рабочими. Впрочем, будем надеяться, что менять место прописки Офису все же не потребуется. И у специалистов Бюро криминальной полиции Литвы окажется достаточно компетенций для ликвидации любых потенциальных угроз в его адрес.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости