Фотограф Александр Васюкович, приговоренный к 3 годам «домашней химии» и уехавший из Беларуси, рассказал в интервью «Радыё Свабода» о своем задержании и аресте.
Сотрудники КГБ задержали Александра в октябре прошлого года, до этого он трижды выезжал работать фотографом на войне в Украине, в том числе посещал Бахмут.
«Я вернулся из Украины — и через две недели меня задержали. Это был мой третий выезд туда. Конечно, были опасения, что это может стать причиной задержания, но уезжать из Беларуси мне не хотелось. Я снимаю в Украине с 2013 года, и мне было важно продолжить это», — рассказал он.
В октябре 2023 года ему позвонили и сказали явиться в КГБ на «беседу».
«А когда я собрался выходить, они уже стояли под дверью и показывали мне свои удостоверения. Не помню, что это было за управление. Вели себя они нормально, не грубили, обыск тоже проводили нормально. Ничего не разбросали, все аккуратно. В ордере на обыск было написано, что он выдан по делу о массовых беспорядках. Спрашивали про Украину, работал ли я с СБУ. Я просто ответил, что нет», — говорит он.
Во время обыска забрали флешки, компьютер, блокнот и фотографии из старых украинских проектов Александра.
«После обыска меня сразу отвезли в Следственный комитет, оформили задержание и отправили на Окрестина. Поместили в одиночный карцер, где было от 7 до 13 человек. Тогда всех политических держали в карцере, рассчитанном на одного человека. Три метра на 1,6 метра. Мы спали на бетонном полу. Иногда по очереди, когда нас было слишком много», — говорит фотограф.
На Окрестина он провел 10 суток. Среди сокамерников были автомеханики, работники склада — все «за политику». Были те, кого задержали за комментарии, за призывы к санкциям, за протесты. После Александра перевели в СИЗО на улице Володарского.
Суд прошел быстро – в первый день было зачитано обвинительное заключение, во второй вынесен приговор: три года «домашней химии».
«Считаю, что с приговором помогла работа адвоката. Я надеялся на лучшее, на «домашнюю химию». Но и колонию исключать было нельзя. Что здесь было ключевым? Трудно сказать. Может быть, то, что я вообще ни в чем не виноват?» — задается вопросом фотограф.
Александр вышел на свободу без паспорта, его пришлось искать в различных отделах МВД. После получения документа его нужно было заменить на новый. После этого фотограф обратился в BySol и уехал из Беларуси.
«Когда оказался за решеткой, решил, что оставаться не буду. Понял, что ценю свою свободу. Да и новое дело могло быть. Я не мог больше там оставаться и заниматься тем, чем занимался. Как только я получил новый паспорт, то сел и поехал. У меня был запрет на выезд, поэтому выехать мне помогли», — говорит Александр.
Сейчас он устраивается в Польше, разбирается с работой и жильем.