Фото: пресс-служба Лукашенко
Financial Times опубликовала материал под названием «Сможет ли Беларусь выйти из тени России?», в котором пишет об осторожных попытках Александра Лукашенко наладить отношения с Западом в условиях растущих экономических проблем.
В материале говорится, что по мере затягивания войны Беларусь с трудом справляется с высокой инфляцией и нехваткой рабочей силы. В первой половине 2025 года рост ВВП замедлился до 2,1%, хотя и остается значительно выше довоенного уровня.
«В результате, а также в условиях, когда международное внимание приковано к России как к главной угрозе, Лукашенко пытается воспользоваться возможностью, стремясь показать, что Беларусь — не просто пешка в руках Путина. В рамках этого процесса был освобожден ряд политзаключенных», — отмечают авторы.
По их мнению, пока неясно, хватит ли его предложений о помощи в устранении разногласий с США, чтобы убедить западных лидеров ослабить санкции, особенно на фоне того, что его оппоненты находятся в тюрьмах или в изгнании.
«Обращение к Китаю открывало возможность диверсификации, не провоцируя Кремль. Но хотя Минск и Пекин в некоторой степени политически сплочены, реальной альтернативы этому нет: во-первых, торговля по-прежнему осуществляется через территорию России, а содержательное сотрудничество остаётся неясным», — говорит в интервью изданию аналитик Артем Шрайбман из Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии.
По словам западного дипломата, у Лукашенко не было иного выбора, кроме как вернуться к «обычному циклу» маневрирования между Путиным и Западом, пишет издание. Хотя он не желал взаимодействовать с западными лидерами, вероятно, из-за сочетания внутренних расчетов и давления со стороны Москвы, в конце прошлого лета настроения в Минске изменились.
Он говорит, что Лукашенко начал добиваться «какой-то реабилитации и ослабления санкций, включая возобновление коммерческих рейсов национальной авиакомпании». Возможно, он также хотел получить запчасти и сервисное обслуживание для воздушного парка страны, добавил дипломат.
«Мы ясно дали понять, что… освобождение политзаключённых — это плата за доступ к любым переговорам», — подчеркнул он.
Европейский аналитик, специализирующийся на регионе, утверждает, что представители администрации Лукашенко неоднократно приглашали его и нескольких других экспертов в Минск, что свидетельствует о стремлении Лукашенко к взаимодействию с Западом, пишет издание.
В интервью журналу Time Лукашенко рассказал, что после инаугурации Дональда Трампа пять раз встречался с заместителем помощника госсекретаря США по Восточной Европе Кристофером Смитом. В июне визит спецпредставителя президента США по Украине Кита Келлога в Минск привел к освобождению Тихановского, которого на большой скорости доставили к литовской границе с мешком на голове.
По словам западного дипломата, Лукашенко, стремясь вновь заявить о себе на международном уровне как о чем-то большем, чем просто доверенное лицо Кремля, «хотел сделать жест», пишет FT.
«Лукашенко не признают уже пять лет, поэтому публичные встречи на таком уровне для него очень важны, — отметила Светлана Тихановская. — Он хочет чувствовать себя значимым».
Пока Трамп пытается стать посредником между Москвой и Киевом, момент самый подходящий. Лукашенко предложил себя американцам в качестве наставника по работе с Путиным и периодически выступает в роли посредника, отмечают авторы.
«Беларусская оппозиция опасается, что новый статус Лукашенко может послать ложный сигнал о переменах, когда по существу ничего не изменилось», — резюмируют они.
«Лукашенко — опытный политик, он годами играл на обе стороны, на Россию и на Запад, — заявила Тихановская. — Он делает то же самое и сейчас, пытаясь создать рычаги влияния для себя, а не для всего беларусского народа. Эта практика должна прекратиться».