Режим предсказуемо сформировал новый состав Палаты представителей. Иного сценария и не просматривалось, причем вне зависимости от реакции общества на эту кампанию. Удовлетворит ли власти полученная картинка «праздника послушания», или она захочет большего? Потребовав в перспективе не просто молчания, но активной поддержки своих выборных и прочих проектов?
Рейтинг доверия
Пожалуй, единственный результат этой кампании, представляющий интерес — итоги участия в ней допущенных режимом провластных политических партий. Не будет преувеличением считать, что количество полученных их представителями депутатских мандатов отражает рейтинг доверия к партиям со стороны Александра Лукашенко. В лидерах «Белая Русь» — ее члены получили наибольшее количество депутатских мандатов. Что неудивительно – эту партию режим воспринимает своей. В отличие от прочих партий.
На втором месте — беспартийные кандидаты. И только затем, с итогами в 8, 7 и 4 депутатских мандатов идут коммунисты, члены Республиканской партии труда и справедливости и либеральные демократы соответственно. Результаты для партий, претендующих на некую политическую роль, ничтожные. Особенно у ЛДПБ Гайдукевича-младшего.
Это — лишнее свидетельство тому, что режим готов пускать в политику только проверенных людей. Для чего и создана была «Белая Русь» — не столько партия, сколько кузница руководящих кадров. Все остальные партии — не более чем массовка, призванная создавать иллюзию наличия выбора. Но без шансов на реальную победу. Эта же роль остальным партиям будет отведена и в обозримой перспективе. Что бы при этом они о себе не мнили. А управление – дело элиты, воспитанной и подготовленной должным образом.
Прямые в неевклидовой геометрии
Что до прочих итогов, то ЦИК отчитался о рекордно высокой явке, в МВД заявили, что никаких «чрезвычайных ситуаций» силовикам удалось не допустить. Картинку подпортило разве что обращение Светланы Тихановской с двух тысяч экранов по всей стране накануне единого дня голосования. Подпортило, но не изменило.
Для режима главное, что все прошло более-менее спокойно. Мелкие инциденты не в счет. Ему было необходимо представить назначение депутатов этаким «праздником послушания». Процедурой, которая не вызовет протестных проявлений. Даже если допустить, что где-то какие-то эксцессы и имели место, властям выгоднее было бы умолчать о них, чтобы не ломать идеальный образ единого дня голосования.
В целом это удалось. Все было тихо и мирно. Теперь, опираясь на собственные данные, которые невозможно проверить — никаких независимых наблюдателей на участках для голосования не было и близко — режим может хвастаться высокой явкой. Подтверждая, таким образом, свою поддержку населением. Что мы и наблюдаем — встречаясь с руководителем миссии наблюдателей от СНГ Сергеем Лебедевым, Лукашенко похвалился «неожиданно высокой» явкой и «однозначной» поддержкой «более чем 87%» беларусов.
Цифра зашкаливающая. В условиях разделенного общества, которое демонстрируют все без исключения независимые социологические исследования, очевидно нереальная. Равно как и заявленная явка в 73 с хвостиком процента. Но на меньшее режим не согласен, потому и выставляет беззастенчиво на свет божий гигантские проценты. Тут и конкуренция с соседней Россией, которая вскоре озвучит близкие по значению результаты голосования за Владимира Путина на президентских выборах. А на фоне ожидаемых у соседей 85-90% «за», всенародная поддержка беларусского режима никак не должна выглядеть скромнее. В то же время это и задел на предстоящую в 2025 году кампанию по выборам президента в Беларуси, о желании участвовать в которой уже заявил Лукашенко. Понятно, что стать ниже народная поддержка не может. Просто не имеет права. А значит перед нами — примерная цифра, которую режим озвучит в будущем году. Ну, может, немного подрастет. Тут многое зависит от путинской «скромности» и его результатов.
Кампанию режим провел, все 110 депутатов, судя по предварительно озвученным ЦИК итогам, вскоре займут свои места в Овальном зале. Смогла ли власть этим летимизировать себя в глазах собственных граждан? Несмотря на смолчавшее общество, ответ — нет. Тех, кто ей не верит, уже не убедишь никакими озвученными сверхпроцентами. Большинство беларусов и власть на данном этапе существуют как параллельные прямые в неевклидовой геометрии, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются. Каждая из сторон стремится лишь показать картинку себе и своим сторонникам. И удовлетворяется этой картинкой.
Проверка на лояльность
Вот тут-то и возникает вопрос — действительно ли удовлетворяется? Достаточно ли режиму общественного равнодушия, в атмосфере которого прошла эта кампания? Или он захочет потребовать большего — обязательного и активного участия в своих проектах?
Любая избирательная кампания — это проверка общества на лояльность. И если при авторитаризме достаточно промолчать и не высовываться, то тоталитаризм требует иных практик. Промолчать мало, нужно громко и убедительно поддержать.
Дело в глобальных тенденциях. В тоталитарном государстве избирательная кампания неизбежно из простого «праздника послушания» превращается в «праздник исполнения долга». А долг предусматривает кардинально иной подход. Например, остаться в такой день дома — настоящее преступление. За которое полагается наказание. Мы помним истории, когда людей наказывали за подписи, поставленные за выдвижение неугодного властям кандидата в президенты.
Так что нельзя исключать, что в будущем режим вполне может потребовать от граждан экстралояльности. Это следующая ступень его становления, ставящая под угрозу надежду его пересидеть. Не знать, не видеть, не участвовать станет сложнее. И рискованнее.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: