Сегодня Следственный комитет сообщил о признании задержанного накануне экс-кандидата в президенты Андрея Дмитриева подозреваемым по уголовному делу. Выдвинутые в адрес политика обвинения поражают цинизмом и непрофессионализмом.
СК инкриминирует Дмитриеву 342-ю статью Уголовного Кодекса – организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.
Распространенный СК пресс-релиз о признании Андрея Дмитриева подозреваемым удивляет «притянутыми за уши» обвинениями. К тому же Дмитриев в нем назван «экс-политиком». Выходит, теперь в нашей стране именно Следственный комитет решает, кто может заниматься политической деятельностью, а кого можно списать, навесив на него приставку «экс».
Андрей Дмитриев – политик, политолог, сопредседатель ликвидированного в августе 2021 года решением Верховного суда Беларуси Республиканского исследовательско-просветительского общественного объединения «Говори правду». В 2010 году, в ходе президентских выборов, возглавлял избирательный штаб Владимира Некляева. После выборов был задержан и осужден по той же 342-й статье УК на 2 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Как отметил журналист «Радио Свабода» Дмитрий Гурневич, после задержания Дмитриев записал одно из первых в беларусской истории «покаянных видео». Впоследствии супруга Дмитриева Татьяна рассказала, что политик был вынужден сделать это под давлением силовиков, которые ей угрожали.
На выборах 2015 года Андрей Дмитриев возглавлял избирательный штаб кандидата в президенты Татьяны Короткевич. А в 2020-м решил выдвигаться сам. По версии ЦИК, он набрал 1,21% голосов.
В пресс-релизе СК сообщается, что Дмитриев «принимал активное участие в уличных беспорядках, проходивших на территории столицы в августе-сентябре 2020 года». Кроме того, следствие полагает, «что деятельность политика могла координироваться из-за рубежа». В качестве доказательства проводится информация, что Дмитриев 599 раз пересекал государственную границу, из них 33 – после 2020 года. Логика проста как кувалда – раз часто ездил, значит, имеет контакты «с представителями Запада и США».
Во-первых, встречи политического деятеля с коллегами из других государств – процесс абсолютно нормальный и необходимый. В цивилизованном мире политики регулярно встречаются, обсуждают отношения между своими странами, приглашают гостей из других стран на партийные съезды. Все это – неотъемлемая часть политического процесса. Обвинять политика в зарубежных контактах – все равно, что обвинять птицу в том, что она летает.
Во-вторых, в качестве «доказательства» СК приводит фото Дмитриева с экс-госсекретарем США Хиллари Клинтон. Однако достаточно залезть в «Википедию», чтобы узнать, что пост госсекретаря Клинтон занимала до 1 февраля 2013 года. А после поражения на президентских выборах 2016 года и вовсе ушла из большой политики, став в январе 2020 года ректором Университета Квинс в Белфасте. При чем тут события последних лет в Беларуси и как фото с Клинтон может свидетельствовать о координации политической деятельности Дмитриева из-за рубежа – неясно никому, кроме СК. В архиве любого уважающего себя политика наберется не один десяток фото с коллегами из разных стран. Целый воз такого «компромата» можно насобирать на любого из них. И вот этот снимок, сделанный не пойми когда, и найденный, по всей вероятности, при обыске в личном архиве Андрея, приводится в качестве доказательства. Не густо.
А что еще свидетельствует против Дмитриева в деле «координации» его деятельности из-за границы, спросите вы? Судя по пресс-релизу СК, больше ничего. Только частота выездов и фото с Клинтон. Все.
В качестве доказательства его участия в «уличных беспорядках» представлены несколько фотографий с акций протеста. Окончательная правовая оценка действиям Дмитриева будет дана по результатам расследования, сообщает СК.
После выборов 2020 года и ликвидации «Говори правду» Андрей оставался в Беларуси. Заявлял о планах по созданию политической партии и общественной организации «Робім разам». Андрей стремился работать в легальном политическом поле. Какое-то время властям это было на руку, политика причисляли к так называемой «конструктивной оппозиции». В ходе избирательной кампании-2020 глава Совета Республики Наталья Кочанова обмолвилась, что Андрею Дмитриеву даже предлагали работу в органах госуправления, что сам политик впоследствии подтвердил, отметив, что сразу отказался от сделанного предложения.
Но после 2020 года ситуация изменилась. Легальное политическое поле в стране схлопнулось окончательно. И то, что было возможно до последней президентской кампании, стало для властей не только нежелательно, но и наказуемо. Однако Дмитриев продолжал искать «окно возможностей». В интервью Reform.by в феврале 2022 года политик рассказывал, что возлагает определенные надежды на выборы 2024 года, поскольку к тому времени «сама система устанет». А власть уже «будет думать о следующих своих шагах, будущем своем этапе». Он продолжал ездить по регионам, пусть сдержаннее, чем многие другие политики, но критиковал беларусское руководство.
Однако система не устала. И «покаянные видео» из исключения стали правилом. Никакие, тем более легальные, оппоненты власти в стране уже не нужны. Не нужна никакая, даже «конструктивная» оппозиция, которую она терпела раньше. Для того чтобы избавиться от любой конкуренции, в ход идет любая нелепица – даже совместное фото с зарубежными политиками непонятной давности.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.