Зимбабве и визиту в эту страну Александра Лукашенко государственными СМИ уделяется, казалось бы, несоразмерно большое внимание. Дальняя дуга, системное присутствие на Африканском континенте, проекты промышленной кооперации – сотрудничество подается как небывалый прорыв и успех беларусской внешней политики. На деле все выглядит гораздо скромнее – по итогам января-ноября прошлого года товарооборот между Беларусью и Зимбабве составил всего 39 миллионов долларов. К тому же Зимбабве – страна бедная даже по африканским меркам. В чем же может скрываться повышенный интерес к ней со стороны беларусских властей?
На первый взгляд, ловить там нечего. Зимбабвийские власти уже несколько десятилетий не могут преодолеть тяжелый экономический кризис. Инфляция зашкаливает за 250% в месяц, в стране высокий уровень безработицы и низкие доходы населения. Добавим сюда коррупцию – в рейтинге Transparency International за 2022 год Зимбабве занимает 157 позицию из 180 стран. В плане экономической привлекательности это африканское государство представляется «черной дырой», сотрудничать с которой довольно рискованно. Но для беларусских властей ее притяжение крайне велико. Что же, возможно ответы лежат не на поверхности. И в прямом, и в переносном смыслах.
Главные богатства Зимбабве находятся под землей. Здесь и золото, и железные руды, и редкие металлы – медь, никель, кобальт. И платиноиды с хромитами, по запасам которых страна занимает третье место в мире. И драгоценные камни – алмазы, рубины, изумруды.
При этом Зимбабве уже много лет находится под санкциями США и ЕС, введенными после так называемой земельной реформы, проведенной еще прежним руководством государства. Запад требует от местных властей обеспечить свободу слова, провести экономические реформы, выплатить компенсации белым фермерам, у которых в ходе реформы были конфискованы земельные участки. Но здесь важно то, что западные компании в стране работать не могут. А значит, появляется шанс занять свободные ниши.
«Я хочу поблагодарить американцев и весь западный мир, за то что они ввели против нас санкции. В противном случае на этом огромном поле стояли бы не беларусские тракторы, а американские и немецкие», – сказал Александр Лукашенко во время церемонии передачи замбабвийцам техники отечественного производства.
Так-то оно так, но вклиниться в Африку совсем непросто. Свои интересы тут имеют многие крупные игроки. И Китай, с конца прошлого века наращивающий присутствие на континенте. И Россия, которая для укрепления своего влияния активно использует различные инструменты – от милой сердцу местного населения антиколониальной риторики до создания новых точек напряжения в регионе и решения своих задач с помощью наемников ЧВК «Вагнер». При этом крупные игроки вроде РФ, Китая, Индии, арабских нефтегазовых монархий, по сравнению с Беларусью, имеют ряд преимуществ. Они обладают значительными ресурсами, что позволяет им кредитовать африканские государства, строить там предприятия, вкладывать в инфраструктуру. Беларусские власти такой роскоши лишены. Значит, им нужно создать свое уникальное торговое предложение. Свою стратегию, которая может привести к желаемому результату.
Если судить по товарообороту, то об успехах беларусов в Африке говорить не приходится. Размах визита Лукашенко с участием десятков сопровождающих никак не соотносится с экономическим эффектом от сотрудничества. Либо беларусский правитель выбрасывает деньги на ветер, либо мы чего-то не видим. Это как та самая черная дыра, которую увидеть нельзя, но чье присутствие ощущается по экстремальной гравитации.
Понятно, что в Зимбабве беларусские поставки идут с поддержкой в виде экспортного кредитования со стороны нашей страны. Поставленные на льготных условиях трактора и прочая сельхозтехника зимбабвийскому руководству весьма кстати, особенно накануне предстоящей летом 2023 года электоральной кампании. Что говорить – это настоящий предвыборный подарок, ведь действующий президент Зимбабве может наглядно, на фоне сотен ярко-красных тракторов из далекой северной страны, показать, как он заботится о простых зимбабвийских фермерах, которые кормят остальных граждан страны. Кстати, о будущих выборах Лукашенко хорошо осведомлен и призывает зимбабвийские власти к бдительности. И «подарки» от Лукашенко позволяют президенту Мнангагве зарабатывать политические очки.
И вот здесь проходит тонкая грань, которая отделяет мир публичной рациональности от загадочного мира коррупции и зарабатывания на государственных интересах. Давайте попробуем пофантазировать, что же заставляет Александра Лукашенко стремиться к сближению. Ответ, на самом деле, прост – сам Лукашенко многократно сегодня проговорился. Речь, конечно, о недрах Зимбабве, в первую очередь, о золоте и алмазах.
Режим Лукашенко может предложить братскому режиму в Зимбабве непрозрачность отношений, совместное варварское освоение природных ресурсов и подарочную технику в кредит, который неизвестно кто будет отдавать.
Взамен беларусская сторона хочет быть допущена к разработкам золота и драгоценных камней. Которые потом можно сбывать, например, в ОАЭ. По случайному совпадению именно там зарегистрирована компания Aftrade DMCC Александра Зингмана. А ОАЭ считаются наиболее динамично развивающимся центром мировой торговли алмазами. Возможно, этим и обусловлена география визитов Лукашенко, который сначала посетил Эмираты, а оттуда уже направился в Зимбабве.
На самом деле схема работает достаточно давно. Документы Pandora Papers еще в 2021 году подтвердили, что сын Виктора Шеймана Сергей и бизнесмен Александр Зингман были бенефициарами бизнеса по добыче золота в Зимбабве.
Таким образом, вырисовывается то самое уникальное торговое предложение – стратегия беларусских властей для деятельности во всей Африке. Они – эффективный посредник, который берет на себя риски, связанные с работой с необязательными и не всегда предсказуемыми африканцами. А исполнения контрактов добиваются благодаря особым отношениям с лидерами и оказанной их странам помощи. Полученная прибыль делится между сторонами.
Косвенно это находит подтверждение и в словах Лукашенко. «Получая сырье из Зимбабве, мы будем вместе с вашими специалистами перерабатывать это сырье на предприятиях в Беларуси. И таким образом делить соответствующую прибыль. Мы также не исключили работу по бартерным схемам», – заявил он. А бартер можно понимать и как трактора в обмен на что-то. Например, на доступ к местным недрам.
Несмотря на антиколониальную и антизападную риторику, беларусские власти ведут себя в Африке подобно одному из создателей компании De Beers Сесилу Родсу. Тот в свое время тоже получил права на разработку ресурсов на территории названной его именем Родезии, ставшей потом Зимбабве, заключив договора с влиятельными местными вождями. Так что худшие традиции XIX века, завязанные на личных контактах и сложных гешефтах, оказываются востребованными и в наши времена. Хотя бы в Африке.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: