Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин на конференции в Ялте, 1945 год. Фото: Photograph from the Army Signal Corps Collection in the U.S. National Archives
Александр Лукашенко заявил о готовности заключить с США «большую сделку». Это, как и перспективы развития ситуации в нашем регионе, вынуждает Светлану Тихановскую и ее Офис решать сложную, но архиважную задачу. Задачу, которая должна стать приоритетом, затмив собой любые другие.
На вчерашнем совещании «по вопросам глобальной международной обстановки и развитию беларусско-американских отношений» Лукашенко отметил прогресс в отношениях с США. По его словам, контакты с беларусским режимом «американцы проводят исключительно в прагматических целях». Как раз этот прагматизм Вашингтона вполне может иметь свои негативные последствия.
Чуть подробнее об итогах совещания у Лукашенко впоследствии рассказал председатель КГБ Иван Тертель. Он заявил, что режим имеет «все шансы к тому, чтобы достичь прорыва в целом в отношениях с США. А двусторонняя повестка включает ряд тем — и войну в Украине, и региональную безопасность в целом. Параллельно, по словам Тертеля, постепенно налаживается понимание со странами Балтии и Польшей.
Из информации, которую представители режима посчитали нужным озвучить после совещания, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, Лукашенко по-прежнему не теряет надежду стать стороной, или же, как минимум, площадкой для возможных переговоров о завершении российско-украинской войны. Политик заявил, что готов сыграть небольшую роль, которую в этом процессе ему отводят в Вашингтоне. Вероятно, какие-то обещания в связи с этим со стороны администрации США официальному Минску все же были даны.
Во-вторых, проблемы региональной безопасности могут всерьез обсуждаться только по окончании войны. И режим заблаговременно стремится обеспечить себе место в этом процессе. «Продавая» американцам собственную значимость в обеспечении безопасности. В качестве «неопровержимого доказательства» его значимости будет приводиться, например, протяженность беларусской границы с Украиной и со странами ЕС. Тотальная зависимость от Кремля же, напротив, окажется тщательно заметенной под ковер.
На совещании Лукашенко заявил, что ради сделки с США готов пойти «на компромиссы какие-то». Так что в ближайшее время можно ожидать освобождения и высылки из страны относительно большой группы политзаключенных, поскольку как раз этот «компромисс» режиму практически ничего не стоит. Перспективу их освобождения после встречи с представителем президента США Джоном Коулом подтвердил замминистра иностранных дел Польши Марцин Босацки. В то же время не стоит надеяться на прекращение репрессий в Беларуси, поскольку именно они остаются краеугольным камнем для удержания власти. Частью политзаключенных режим будет приторговывать, других в это же время сажать.
Возможны и другие уступки, которые не поставят под угрозу стабильное положение беларусского режима. Все прочее будет отметаться. Сделать это не так и сложно — нет никаких оснований предполагать, что США сегодня в принципе интересует вопрос демократизации Беларуси.
У нынешней администрации США собственные цели. Дональду Трампу кровь из носу нужно закончить российско-украинскую войну. При этом Вашингтон не так уже интересует расклад сил в нашем регионе по ее окончании. Курс на изоляционизм, предложенный президентом США изначально, никуда не делся. Трампу была и будет важнее внутренняя повестка. Там своя борьба и свои интересы. Так что после завершения любой ценой «очередной войны» и получения «короны миротворца» решение европейских проблем США наверняка предоставят самой Европе. О чем Трамп неоднократно заявлял.
История не повторяется буквально, однако в том, что касается региональной безопасности, завершение российско-украинской войны вполне может закончиться новой Ялтой, в ходе которой и будут обсуждаться условия послевоенного устройства. В том числе — определяться сферы влияния.
Понятно, что беларусская проблематика для Вашингтона — сущая мелочь. США вполне могут пожертвовать Беларусью, оставив ее под российским контролем. Или же, наоборот — передать тому, кто захочет взять на себя эту ношу. Им не принципиально. Наша страна для заокеанской сверхдержавы — не тот кусок пирога, за который стоит бороться. Беларусь тут не цель, а инструмент в геополитической игре.
На отсутствие глобального интереса со стороны США, очевидно и рассчитывает, среди прочего, Лукашенко, стремясь выторговать для себя наилучшие условия. То есть любой ценой обеспечить сохранение себя у власти. Именно это всегда было и остается для него основной целью. И именно это представляет наибольшую угрозу для Беларуси, поскольку ради удержания власти политик готов на все. Личные интересы для него превыше интересов страны.
Судя по всему, до Ялты-2 остается не так много времени. И масштабной проблемой для Беларуси и ее будущего окажется то, что при разделе сфер влияния ее будет представлять только Лукашенко. В этом случае достигнутые договоренности с большой долей вероятности удовлетворят только его, а не большинство беларусов.
Вот и наступает момент истины для Светланы Тихановской и ее Офиса. Перед ними стоит архисложная, но жизненно важная задача — стать стороной переговоров о региональной безопасности. Представлять на них Беларусь, будучи противовесом нынешнему режиму. Слишком многое поставлено на кон.
Добиться этого будет не просто. Но и недостижимой эту цель считать нельзя.
Решение может быть лишь одно — поиск, и, если хотите, вербовка союзников. В первую очередь в Европе. Успешные примеры есть и в новой, и в новейшей истории.
Не случайно одна из площадей и расположенная на ней станция метро в столице Польши названа именем президента США Вудро Вильсона. Среди четырнадцати пунктов его проекта мирного договора, завершающего Первую мировую войну, было и условие о создании Польского государства. К тому времени давным-давно поделенного между соседями. И появился этот пункт там не случайно, а под давлением польской диаспоры, живущей в США. И, несмотря на сопротивление некоторых стран, Польша таки обрела независимость.
А вот совсем свежий пример. В феврале этого года президент Украины Владимир Зеленский прибыл в Белый дом. И цель, которую перед собой ставила администрация США в ходе этого визита, была очевидной — сломать Зеленского, убедить его закончить войну на российских условиях. Но на защиту позиций Украины встали европейские лидеры. И Вашингтону пришлось учесть их мнение и поискать иное решение для окончания войны.
Определенное давление со стороны союзников по НАТО на США, очевидно, есть и сегодня. Польша и страны Балтии заинтересованы в прекращении миграционного кризиса на границах. В прекращении провокаций, которые против них периодически устраивают российский и беларусский режимы. И это давление на позиции Вашингтона можно и нужно усиливать ради того, чтобы Беларусь в ходе переговоров представлял не только режим.
Коллективное требование европейцев США будет сложнее проигнорировать. Но для этого нужно убедить европейских лидеров в том, что участие в переговорах беларусских демсил, которые представляет Светлана Тихановская и ее Офис, необходимо. Выгодно для Европы и для ее будущего. Поскольку всерьез рассуждать о безопасности до тех пор, пока Беларусь остается союзником Кремля, а в ней безраздельно правит Лукашенко, довольно нелогично.
Именно эта задача, как представляется, должна стать основной для Тихановской и ее Офиса. Да и для всех прочих беларусских акторов, которым небезразлична наша страна. Все остальное пока можно отодвинуть на задний план. Обратный отсчет идет, и времени на раскачку совсем не осталось.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news