Председатель президиума Академии наук Беларуси Владимир Гусаков на молодежном научном форуме «Беларусский мир: взгляд науки и православия» заявил о введении в оборот термина «беларусский мир». О том, что это значит, Reform.news поговорил с экспертом iSANS Антоном Глуским.
«Заявления Гусакова о «беларусском мире» – это пример, как провластная «интеллигенция» переваривает российские идейные тренды, пытаясь в очередной раз сформулировать идеологию. Подобные изыскания были характерны и для элит республик СССР, и стран социалистического лагеря, создававших «национальные по содержанию» версии социализма.
БССР не была исключением, и идеологам времён Петра Машерова это удавалось гораздо лучше, чем нынешним. Проблема в том, что в очередной раз за 200 лет беларусская идентичность становится объектом для экспериментов под влиянием внешних игроков, имеющих умысел на уничтожение всего национального в Беларуси», – говорит эксперт.
Эксперт считает, что термин «беларусский мир» имеет местное происхождение, а не навязан Россией.
«Термин «беларусский мир» достаточно давно существует в среде гуманитарной и технической интеллигенции, связанной с Национальной академией наук. Наибольший вклад в его популяризацию внес Игорь Марзалюк – ныне он руководит комиссией по науке и образованию в Палате представителей и пользуется покровительством Лукашенко.
С поддержкой Гусакова у идей Марзалюка возникает определенный аппаратный вес. Лукашенко некомфортно в «русском мире», потому что если Беларусь – «русский мир», то не понятно, зачем нужен Лукашенко. Поэтому они пытаются создать какой-то гармоничный для нынешнего режима конструкт, но Москва требует от Лукашенко не «национального содержания», а видит в нём инструмент для подготовки Беларуси к поглощению. Поэтому вряд ли этот термин укоренится и получит распространение», – поясняет он.
Эксперт считает, что введение нового термина является попыткой отмежеваться от «русского мира».
«Судя по тому, что говорят авторы термина, «беларусский мир» можно считать попыткой выделить и подчеркнуть уникальные аспекты беларусской идентичности, которые отличают ее от так называемого «русского мира». Как и любая подобная концепция, она опирается на культурную и историческую самобытность и национальную гордость.
Однако, на контрасте с «русским миром», концепция «беларусского» имеет значительные отличия. Беларусские авторы делают сильный акцент на мультикультурализме и толерантности, подчеркивая важность мирного сосуществования различных культур. В беларусской концепции больше внимания уделяется уникальной исторической роли и достижениям беларусского народа, в то время как «русский мир» больше фокусируется на идее поглощения русским народом или единения с русской культурой. Всё, что не входит в «русский мир» на той территории, которую он называет сферой своего влияния — он считает враждебным. Неясно, почему отношение к «беларусскому миру» должно быть иным», — рассуждает эксперт.
Эксперт сомневается, что новый термин укоренится и получит серьёзное распространение в современных условиях.
«Дело в том, что в деле согласия любого идеологического концепта должна быть определённая логика, и когда произносится один тезис, за ним неизбежно следует другой. Вот и Гусаков, говоря об идентичности, тут же перешёл к опровержению российских нарративов, в соответствии с которыми история беларусской государственности начинается только в результате распада Советского Союза.
Он вынужден был сказать о доминирующей роли в Великом княжестве Литовском и о том, что беларусы были равноправным национальным образованием в Речи Посполитой… А это именно то, что Кремль стремится полностью вымарать из нашей истории. Поэтому лишь вопрос времени, когда идеологов «беларусского мира» одёрнут из Москвы. И вряд ли они смогут ослушаться», – заключает Антон Глуский.