Беларусская экономика продолжит «остывать». Рост ВВП составит 2% — BEROC

Главное
Фото: Unsplash.com

Беларусская экономика продолжит «остывать». Рост ВВП по итогам года составит около 2%. В следующем году темпы будут еще ниже. Вместе с тем в стране сохранится повышенный уровень инфляции. Однако масштабы дисбалансов в отечественной экономики не так велики, чтобы они могли привести к серьезному кризису без внешних шоков. Исследовательский центр BEROC представил очередной выпуск мониторинга беларусской экономики.

Прирост беларусского ВВП во втором квартале составил 1,1%. Для сравнения: в первом квартале темпы составляли 3,2%.

«Во втором квартале мы видим, что выпуск значительно ослабел и находится на уровне очень-очень низком, близком к 1% в годовом выражении, что традиционно, особенно для стран с развивающимся рынком, характеризуется как анемичный рост, близкий к стагнации.

Почему это произошло? Если смотреть через призму компонентов спроса, внутренний спрос у нас по-прежнему растет, но существенно замедлился. Чистый внешний спрос колеблется вблизи локальных минимумов, которые были достигнуты еще во второй половине 2024 года», — отметил старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук.

Ослабление кредитования населения под воздействием директивных ограничений Нацбанка, снижение потребительской уверенности и высокая неопределенность перспектив спроса на беларусском и российском рынках сдерживали потребительскую и инвестиционную активность.

Во втором квартале отмечалось небольшое улучшение динамики экспорта, хотя физические объемы остаются на низком уровне. В апреле-июне произошло улучшение ценовой конкурентоспособности беларусского экспорта.

Дмитрий Крук отмечает, что проблемы и вызовы беларусской экономики остаются прежними.

«Важный вопрос, насколько устойчиво и глубоко охлаждение спроса в России. Ну и важный все более давящий вопрос — накопленные внутренние макроэкономические диспропорции», — сказал он.

Перегретые внутренний спрос и рынок труда оказывали повышательное давление на цены. Инфляция поднялась до примерно 10–11% во втором квартале.

Во втором квартале частично реализовался накопленный инфляционный навес на фоне некоторого послабления ценового регулирования, особенно это отразилось на продуктах питания.

При этом ценовой контроль остается жестким и препятствует полному переносу инфляционных факторов в цены.

Научный сотрудник BEROC Анатолий Харитончик, в частности, отметил замедление базовой инфляции в июле как следствие возвращения более жесткого контроля за молочными и мясными продуктами, а также кондитерскими изделиями. В то же время высокие темпы роста тарифов в нерегулируемых услугах указывают на сохранение большого инфляционного навеса.

«Ожидается, что экономика будет медленно остывать в среднесрочной перспективе, опять-таки при отсутствии сильных внешних шоков. Возврат к равновесному состоянию прогнозируется довольно продолжительным, так как размер перегрева во втором квартале оставался значительным, а в целом не жесткая экономическая политика продолжит поддерживать довольно высокий уровень внутреннего спроса.

Тем не менее рост экономической активности, рост ВВП будет ослабевать на среднесрочном горизонте, так как ресурса для значимого усиления стимула недостаточно, а спрос в России, в общем-то, завершил активную фазу роста и перешел к такому коррекционному охлаждению.

Ну и, конечно, ограниченность трудовых и капитальных ресурсов также будет сдерживать скорость увеличения потенциала выпуска. В результате рост ВВП прогнозируется вблизи 2% по итогам текущего года с последующим замедлением до 0-1,5% в будущем году», — представил Анатолий Харитончик актуализированный прогноз развития экономики.

Он также обратил внимание на то, что из-за снижения сроков уборочной темпы роста, рапортуемые Белстатом, в ближайшие месяцы будут волатильными.

По итогам июля ожидается сильное замедление, а в августе оно уже сменится ускорением. В дальнейшем темпы продолжат восстанавливаться при условии получения хорошего урожая и отсутствия дополнительного спада в промышленности.

Инфляция сейчас движется в направлении верхней границы прогноза 7–9% на конец 2025 года. Инфляционное давление будет сохраняться высоким во второй половине года. Базовый сценарий предполагает, что ценовой контроль не будет существенно смягчаться либо ужесточаться.

Риски для прогноза остаются повышенными как со стороны внутренней экономической политики, так и внешних условий. Санкционная политика США в отношении России и Беларуси, а особенно ее последствия для экономик, высоко неопределенны. При этом есть не только вероятность ужесточения санкций, но и их смягчения, что будет способствовать более высокому «здоровому» росту экономики Беларуси в следующем году в сравнении с базовым прогнозом.

«Много неопределенностей во внутренних условиях. Инфляция сейчас движется в направлении 9%, и, вероятно, это близко к предельным темпам, которые власти готовы терпеть, не ужесточая внутреннюю экономическую политику.

И вот это приближение роста цен к двузначным уровням и все большая обеспокоенность этим населения может привести к возвращению сдерживанию инфляции приоритетного статуса экономической политики», — отметил Анатолий Харитончик.

По его мнению, в условиях роста инфляции Нацбанк может пойти на ужесточение денежно-кредитной политики. Его действия будут иметь низкое влияние на инфляцию в этом году, но могут повлиять сильнее на экономическую динамику в следующем.

Дмитрий Крук также обратил внимание на потенциальное снижение доверия к Нацбанку.

«Когда заявления противоречат политике, а политика непредсказуемая, даже те небольшие остатки, если они сохраняются, какого-то доверия Нацбанку, именно институционального, подвергаются эрозии.

Это очень важная штука. И, соответственно, потом Нацбанк, по сути, для себя и для страны в целом создает риски того, что говорить о подчинении инфляционных ожиданий и стабилизации инфляции будет проблемно очень и очень долго», — сказал он.

Дисбалансы в беларусской экономике хотя и остаются значительными, но их размер еще не таков, чтобы без внешних шоков спровоцировать серьезный кризис.

«Дисбалансы в экономике Беларуси, они довольно значительные, но они не тех критических масштабов, чтобы, грубо говоря, сами по себе привести к каким-то мощным кризисным явлениям.

То есть, я сейчас говорю о предпосылках без учета каких-то внешних шоков — внешняя среда сильно не определена — исключительно исходя из сбалансированности экономики. То есть предпосылок для девальвации беларусского рубля я не вижу. Предпосылок для того, чтобы инфляция была значимо выше 10%, я не вижу.

Предпосылок для того, чтобы там был какой-то спад выпуска, я тоже не вижу. Именно исходя из диагностики, из масштабов дисбаланса. Ко всему этому может привести сильный внешний шок, что возможно, и это риск. Но пока базовый сценарий это все же такой очень вялый низкий рост с повышенной инфляцией из-за инфляционного навеса, но повышенной до 10%», — резюмировал Анатолий Харитончик.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости