В ЕАЭС практически не работает механизм устранения барьеров во взаимной торговле. Об этом рассказал министр экономики Дмитрий Крутой в интервью программе «Главный эфир» на канале «Беларусь 1».
«Самое плохое, что механизм, который мы договорились использовать в рамках устранения этих препятствий — он на сегодняшний день работает очень слабо. 17 препятствий, которые мы должны были устранить к 2018-му, 2019-му году, по большому счету, продолжают существовать. Устранено только одно. И, например, прогноз беларусской стороны, что порядка 15-ти так и перейдет на следующий цикл», — заявил министр.
По мнению Дмитрия Крутого, необходимо внести изменения в базовый договор о ЕАЭС, чтобы реализовать инициативу Александра Лукашенко о введении моратория на принятие новых нормативно-правовых актов каждой из стран союза.
«Наш президент внес такую радикальную инициативу в свое время, когда на президентском уровне обсуждалась эта тема, что надо просто наложить мораторий на принятие новых нормативно-правовых актов каждой из стран союза, который просто хотя бы остановил этот процесс. Действительно, такая идея обсуждается. Но для этого нужно вносить изменения в базовый договор о ЕАЭС. И те изменения, два пакета, которые обсуждаются в настоящее время, мы будем эту тему инициировать», — рассказал министр экономики Беларуси.
Беларусская сторона также предлагает частично отказаться от принципа права вето при принятии решений на Межправсовете ЕАЭС.
«Второе важное припятствие — это наличие права вето. К сожалению, за последние 5 лет существования Евразийского союза 7 раз этим правом страны пользовались. И наличие в принципе такого института не способствует общей цели устранения всех препятствий. Поэтому может надо определить несколько областей, где премьер-министр не может использовать это право вето», — объяснил беларусскую позицию Дмитрий Крутой.
Самой острой темой на заседании Совета Евразийской экономической комиссии и Евразийского межправительственного совета, которые прошли в Ереване 29 и 30 апреля, стала тема введения Россией секторальных санкций в отношении Беларуси.
«И конечно, самая острая тема, которая обсуждалась в Ереване — это по секторальному, страновому ограничению на рынок нашего питьевого молока. Но самое главное, что все 5 стран договорились, что невозможно введение барьеров в целом на всю страну по какому-то товару или по какой-то позиции. Если есть нарушения и их критическая масса уже нарастает, можно разбираться с конкретными компаниями, с каким-то конкретными позициями. Но нельзя закрывать целую страну», — заявил Дмитрий Крутой.