Как минимум 35 человек из Сморгони, Новогрудка, Волковыска и других городов осудили по делу «дворовых чатов», сообщает правозащитный центр «Вясна». За решеткой не менее 33 политзаключенных фигурантов дела, среди которых — 25 женщин. Среди них есть женщины пенсионного возраста, с серьезными заболеваниями, у некоторых есть несовершеннолетние дети. Некоторые фигуранты дела выехали за границу.
Так, 14 октября в Гродненском областном суде был оглашен приговор семи жителям Сморгони — всем, кроме одной женщины с онкологией, назначили по 2,5 года колонии и штрафы в 800 базовых (33 600 беларусских рублей). Участников закрытого Telegram-чата «ВИЛИЯ» признали виновными в «участии в экстремистском формировании».
В конце октября в том же суде приговорили 9 жителей Волковыска за участие в дворовом Telegram-чате «Вольныя ваўкі». 6 женщин и 3 мужчин обвинили в «участии в экстремистском формировании» и назначили колонию и штрафы в 800 базовых каждому.
21 октября в Гродненском областном суде озвучили приговор пятерым политзаключенным за участие в телеграм-чате «Партызаны Наваградку». Их признали виновными по той же статье и назначили по 2,5 года заключения каждому, а также штрафы размером 800 базовых.
Также к 2 годам колонии и штрафу в 1000 базовых по делу «дворовых чатов» осуждена 63-летняя Ирина Кишкурно.
В Минском областном суде были приговорены к 2 годам заключения и штрафу в 800 базовых Анастасия Горчакова, Анастасия Сикирицкая и Марина Петрожицкая.
По версии обвинения, коалиция дворовых чатов под названием «Орден» якобы ставила перед собой цели «захвата власти в Беларуси неконституционным путем», а также «воздействия на массовое общественное сознание». Утверждалось, что участники чатов занимались «подрывом информационного суверенитета страны», созданием протестных настроений и расколом общества на сторонников и противников власти.
Дворовые чаты следствие называло «подпольными сообществами» с «неформальными лидерами» среди наиболее активных участников.
В вину фигурантам групп вменяли участие в образовательных курсах «ПаЧАТак», «НUВ 9», «Нация Лидеров», «Открытый университет свободы». Так, фактически любая форма образовательной или общественной активности за рубежом трактовалась как «подготовка к смене власти».
Эти занятия власти расценили как «подготовку к смене власти», поскольку участники могли использовать полученные знания, чтобы в будущем выдвинуться в депутаты или вступить в общественные объединения.
Кроме того, обвинения предъявлялись не только за действия, но и за бездействие. Следствие утверждало, что участники сообществ ожидали так называемого «Дня Ч» — момента смены власти, в том числе возможной естественной смерти Лукашенко, не предпринимая активных шагов.
Как выяснилось, за некоторыми задержанными участниками чатов следили почти год. В материалах фигурируют десятки прослушанных Zoom-конференций, записи телефонных разговоров и онлайн-встреч, которые, согласно следствию, свидетельствовали о «планировании координационной деятельности».
Отдельная часть обвинений касается связей фигурантов с литовской организацией Gero kaimyno agentūra, VšĮ («Агентство хороший сосед»). По версии следствия, она якобы координировала и обучала беларусских активистов, помогала им с визами, участием в международных мероприятиях, а также занималась сбором средств и проектным обучением.
24 октября Верховный суд Беларуси признал Gero kaimyno agentūra «экстремистской организацией». В Литве эта структура зарегистрирована официально, однако в Беларуси теперь ее деятельность запрещена.
Задержания по делу о «дворовых чатах» прошли по всей Беларуси осенью прошлого года. По версии обвинения, участники чатов «пытались объединиться в организацию с целью захвата власти». КГБ признал «экстремистским формированием» дворовую коалицию «Ордэн», в которую входят дворовые чаты «Злые когтики», «Сухарево», «Сеніца 2.0», «Солідарнасць», «Вольныя ваўкі», «Навагрудскія партызаны», «ВІЛІЯ», «Скромные матрёшки», «Соседи». Согласно ведомству, причастность к этим инициативам имеют Ирина Яковлева, Наталья Доронина, Диана Гаврилова, гражданин Украины Иван Омелян, Ольга Нехайчик, Константин Кириленко, Елизавета Плитник, Наталья Гужова, Ирина Смолярова, Станислав Ботвин, Наталья Лантух.
Против десятков человек были возбуждены уголовные дела по статьям 357 («Заговор или иные действия с целью захвата государственной власти») и 361-1 («Создание или участие в экстремистском формировании») Уголовного кодекса. Части фигурантов сначала предъявили «сговор», но потом переквалифицировали обвинения только в «участие в формировании».