Американский беженец, штурм Капитолия и «двойные стандарты»

Беларусский режим часто сравнивает штурм Капитолия в США и наши протесты 2020 года. Вот, мол, как жестко подавляют инакомыслие у себя те, кто учит нас демократии. А один из участников тех событий в США даже получил в нашей стране политическое убежище. Протестовал против результатов выборов, вынужден покинуть свою страну, теперь живет на чужбине и скучает по детям. Чем не судьба практически любого беларусского беженца? Как любит утверждать пропаганда — «все не так однозначно»?

Американский беженец

Вот история участника штурма Капитолия гражданина США Эвана Ньюмана, который получил политическое убежище в Беларуси. На родине Ньюману предъявлено обвинение в 14 преступлениях, включая «нападение, сопротивление или препятствование офицерам». Согласно обвинительному заключению, Ньюман в течение дня напал на четырех полицейских, применив кулаки, а также схватил металлическую баррикаду и протаранил ею шеренгу полицейских.

Речь о событиях 6 января 2021 года, когда сторонники потерпевшего поражение на выборах президента страны Дональда Трампа ворвались в здание Капитолия и сорвали совместное заседание палат Конгресса по утверждению результатов голосования. Акции протеста начались после выступления Трампа, который заявил, что у него украли победу. Протестующие вступили в столкновения с полицией, прорвались через службу безопасности и даже смогли захватить часть помещений Капитолия, сорвав идущее заседание. Жертвами столкновений стали четыре человека. Впоследствии обвинения были предъявлены и Дональду Трампу. Точка в этом деле не поставлена до сих пор — 4 марта 2024 года начнется судебный процесс над Трампом по делу о заговоре с целью отмены результатов президентских выборов 2020 года.

Что до участника этих событий Эвана Ньюмана, то сейчас американец живет в Бресте. Он по-прежнему сомневается в справедливости подсчета голосов, но говорит, что уже не стал бы участвовать в штурме Капитолия. Ньюман скучает по своим детям, двум подросткам, которые живут в Калифорнии. Обладатель политического убежища все же надеется вернуться на родину: в случае победы на выборах в США Дональда Трампа он рассчитывает на помилование.

А «нас упрекали»

Попытки сравнивать события 2020 года в Беларуси и штурм Капитолия в США пропаганда предпринимала не единожды. «И там, и там на преступления пошли люди, недовольные результатами выборов. В обоих случаях попытка оказалась провальной. В Беларуси толпу оттеснили с площади при помощи спецсредств, в Вашингтоне – при помощи спецсредств и огнестрельного оружия», — вещал по горячим следам председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт.

О штурме Капитолия вспоминал и Александр Лукашенко. И тоже проводил параллели. «Соединенные Штаты Америки нас упрекали в том, что выборы неправильно провели. Там тоже причиной неурядиц и столкновений явились результаты выборов. Чем закончились? Стрельбой. <> Никакие права, никакая демократия. При этом я не осуждаю тех защитников высшего органа власти, того здания, на которое осуществлялось нападение. Я не осуждаю, это их проблемы. Но за что же нас тогда осуждали», — говорил он.

В общем, пусть американцы больше не смеют учить мир демократии.

Не все так однозначно?

Ну а что – поменяй имя Эван на Ян, США на Беларусь, и получим типичную историю беларусского беженца. Который засомневался в объявленных результатах выборов, выступил против власти, вынужден был бежать от преследования. И теперь мыкается в далеком или не очень зарубежье, не зная, как встретиться с собственными детьми. Вся надежда разве что на смену власти. Похоже?

Пропаганда скажет, что да. И там, и там за участие в мятеже придется отвечать. Вам даже пояснят, что беларусский режим гораздо гуманнее — у нас даже создана комиссия по возвращению. Кайся и едь домой. У американцев  такого и близко нет.

Так есть ли что-то общее между беларусскими протестами 2020 года и событиями в США в 2021-м? Безусловно.

Одному удалось, другому — нет

И в США, и в Беларуси речь идет о попытках удержать власть. На этом сходство заканчивается. И начинаются различия.

Если уже «отзеркаливать» те события, то в наших реалиях штурм Капитолия выглядел бы так: после подсчета голосов избирателей Центризбирком объявляет о победе на выборах конкурента Лукашенко. Парламент собирается, чтобы утвердить результаты голосования, но в этот момент здание начинают штурмовать сторонники проигравшего экс-главы государства. Да только летом и осенью 2020 года события в Беларуси развивались совсем не так.

С тем, что не удалось Трампу в 2021-м, Лукашенко справился в 2020-м. Одному пришлось уйти, несмотря на попытку остаться. Другой же справился, подавив протесты силой.

А разыграть карту со «штурмом Капитолия» беларусский режим попытался гораздо раньше, в декабре 2010 года, когда у правительственного здания на площади Независимости в Минске, где собрались участники акции протеста, вдруг обнаружились куски арматуры. А неизвестные провокаторы начали бить стекла входных дверей. Но и тогда сделать провокацию убедительной властям не удалось — собравшиеся демонстранты на призыв штурмовать здание не поддались.

В 2020-м же в Беларуси вообще не было никаких попыток штурмовать или даже беспрепятственно занимать какие-либо государственные или административные здания. Беларусский протест был мирным, чем и удивил весь мир. Несмотря на многочисленные попытки, режиму так и не удалось предоставить убедительных доказательств серьезных травм или гибели сотрудников силовых структур в ходе протестов. А вот среди демонстрантов жертвы были. Это к тому, что в Беларуси «толпу оттеснили с площади при помощи спецсредств, в Вашингтоне – при помощи спецсредств и огнестрельного оружия».

На этом различия не заканчиваются. В США голоса действительно считают. Практически любой маленький штат, имеющий в арсенале всего несколько голосов выборщиков, способен в корне изменить ситуацию. Работают демократические институты, и все кандидаты имеют равные условия для проведения своих кампаний. Действуют законы и независимая судебная система, способные противостоять любым попыткам узурпации власти.

Наконец, победившая сторона не устраивает охоту на ведьм и не проводит массовые репрессии в течение нескольких лет. Сотни тысяч, а в масштабах США — миллионы — не бегут из страны, опасаясь преследований. Или увольнений за то, что поставили свою подпись за альтернативного кандидата.

Наконец, власть не обращается за помощью к руководству соседнего государства  для подавления протестов. И не продает независимость в обмен на удержание власти. А экс-президент Дональд Трамп сегодня имеет все шансы вернуться на пост главы государства в результате новых честных выборов. В таких условиях участники мятежа действительно должны нести наказание. Но нашей стране, к сожалению, до этих высот пока еще далеко.

Самое забавное в этой истории то, что, несмотря на собственную риторику, статус беженца Эвану Ньюману беларусский режим все же предоставил. Выходит, те деяния, которые власти резко осуждают в Беларуси, в США ими же приветствуются. И окрашиваются в цвета «преследования инакомыслящих». И кому после этого заявлять о «двойных стандартах»?

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!