Активистка Александра Мамаева, делегатка КС и глава Международной комиссии КС, участвовавшая в создании Народных посольств Беларуси, рассказала правозащитному центру «Вясна» о попытках вербовки со стороны КГБ.
Мамаева с 2015 года живет в Словении. Во время событий 2020 года она активно включилась в движение беларусских диаспор и участвовала в создании Народных посольств, в том числе в Словении.
По ее словам, в мае 2021 года, после посадки самолета с Романом Протасевичем, она почувствовала, что силовики могут дотянуться и до тех, кто находится за границей. Тогда она впервые обратилась в словенскую полицию. Позднее она подала документы на получение международной защиты.
В марте 2022 года было возбуждено уголовное дело в отношении представителей Народных посольств.
Как рассказала Мамаева, еще в 2021 году сотрудники КГБ начали писать ей с предложениями сотрудничать. Всего было несколько таких предложений.
«Это было очень типичное сообщение, мол, мы знаем про вашу активность в Народных посольствах и среди беларусов. Вы не можете вернуться домой. Давайте вы будете с нами сотрудничать, а мы решим все ваши проблемы и обеспечим вам безопасное возвращение на родину. Я им ничего на это не отвечала», — цитирует «Вясна» Мамаеву.
В сентябре 2024 года после пары лет затишья силовики снова начали писать.
«Однажды какой-то мужчина по имени Кирилл написал мне в Facebook под видом клиента, могу ли я ему сдать в аренду яхту. Он представился беларусом, который теперь живёт в Германии, и сослался на моего коллегу из диаспоры, будто с ним знаком.
Мы с ним долго переписывались по поводу резервации яхты. Он действительно заказал поездку на яхте на один день, я даже сделала ему договор, но для меня он был «проблемным клиентом», потому что постоянно менял условия аренды и в итоге всё равно отказался от тура», — рассказала Мамаева.
По ее словам, кроме тура Кирилл расспрашивал, как живет беларусская диаспора в Германии и Словении, проводятся ли какие-то мероприятия, можно ли присоединиться к чатам диаспор.
«Поскольку он позиционировал себя как беларус из Мюнхена и собирался в Словению, это казалось естественным. Посоветовавшись с коллегами, я отправила ему ссылку на публичные чаты беларусов на dze.chat. Коллеги из народных посольств сочли Кирилла подозрительным, потому что его аккаунт в Facebook был создан после 2020 года, а в диаспоре Мюнхена его не знали».
Через некоторое время Кирилл начал звонить и предлагать сотрудничать, угрожая активистам диаспоры.
«Он перечислил несколько фамилий тех активистов, кто был публичен. Как только я это услышала и поняла, с кем я разговариваю, то прекратила вызов. Попытки вербовки продолжались через сообщения, звучали угрозы родным, которые остались в Беларуси, использовалась стандартая формулировка: «Мы готовы верифицироваться через ваших родственников в Беларуси», — добавила Мамаева.
Она рассказала про эту попытку коллегам по КС, Народным посольствам, активистам в демократическом движении.
В марте 2025 года после исчезновения Анжелики Мельниковой Мамаева повторно обратилась в словенскую полицию. После обращения к Александре домой пришли сотрудники местной полиции и провели инструктаж по безопасности: как обнаружить слежку и на что обратить внимание при подозрении. Александра также пообщалась с представителями службы безопасности, пишет «Вясна». Отмечается, что некоторые их тех, кому угрожает КГБ, уже являются гражданами Словении.
«Я категорически не советую отвечать на подобные сообщения. Необходимо сделать скриншоты, записать аккаунт, с которого были отправлены сообщения, по возможности сохранить всю информацию, связанную с этим человеком. И, конечно же, немедленно обратиться в полицию и службы безопасности вашей страны», — сказала Александра Мамаева.
Полностью материал «Вясны» можно прочитать на сайте правозащитного центра.