Александр Лукашенко хочет развернуть ПВТ, чтобы он работал в основном на страну. Об этом он заявил на совещании о развитии парка, на которое были приглашены глава ПВТ Всеволод Янчевский, начальник ОАЦ Андрей Павлюченко, первый вице-премьер Николай Снопков, замглавы Администрации президента Максим Ермолович.
Лукашенко выразил уверенность, что все утихомирится, а ПВТ будет работать на страну.
«Все утихомирится. Бизнес есть бизнес. Война войной, но бизнес свое место найдет в мире. Поэтому давайте обсудим проблемы, которые у нас есть, и меры реагирования, чтобы наше общество понимало, как мы все-таки дальше будем работать с ПВТ и использовать его на пользу страны прежде всего. Настало время. Опыт есть. Хороший опыт. Надо все-таки этот парк поворачивать, чтобы он работал прежде всего на страну, и работал эффективно», — сказал он, передает его пресс-служба.
Он также выразил удовлетворение результатами работы ПВТ. По его словам, он думал, что все разбежались, но выручка свидетельствует об обратном.
«Я не ожидал. За три квартала — 9 месяцев этого года экспорт парка приблизился к 2 млрд долларов. Я этого не ожидал. Я думал, вы там уже разбежались по закоулкам планеты. Немного это меньше, чем в прошлом году. Но, тем не менее, это высокий уровень. Но это три квартала. Год — четыре квартала. Посмотрим, как вы сработаете в четвертом квартале», — добавил он.
Лукашенко также заявил, что часть «айтишников» уже вернулась из-за границы. Он считает, что им там не понравилось.
«Очень многие вернулись обратно. Попробовали заграницу на зуб и поняли, что в стране, где родился, там ты должен и пригодиться. Это хорошие тенденции. Новые резиденты регистрируются, свои IT-продукты создают, осваивают новые рынки», — сказал он.
Напомним, по данным Белстата, за девять месяцев в IT-отрасли на чистой основе было уволено более 13 тыс. человек. Лукашенко не преминул напомнить о выступлениях многих айтишников против него в 2020 году. По его мнению, к работе парка нужно подходить с «нравственной» точки зрения.
«Сотрудники ПВТ проявили себя, мягко говоря, не с лучшей стороны. И, конечно, в обществе в большинстве своем присутствует некая настороженность в этом отношении. Вот это я имею в виду, что настало время снять какие-то ненужные нам нюансы с функционированием ПВТ. Должен сказать, что надо скидку сделать на то, что не во всем повинны и сами сотрудники ПВТ, и те, кто занимались высокими технологиями. Это отчасти наше упущение. А скорее всего, это неизбежный этап, который мы переживали, когда ПВТ и те компании, которые там были зарегистрированы, были, прямо скажем, дочерними компаниями. Хозяева были далеко за пределами Беларуси», — сказал он.
Лукашенко признал, что случившееся стало следствием того, что ПВТ не уделялось должного внимания. Он сравнил айтишников с детьми, которыми манипулировали из-за океана.
«Признаюсь, что ни я, ни спецслужбы не уделили этому должного внимания. Мы просто отмахнулись от этого. Я думал: ну, не может же быть, чтобы твои дети начали против тебя войну. За это и поплатились. Оказывается, что и такие дети могут воевать против родителей, если им хорошо платят. То есть наши люди, это тоже откровенно надо признать, работающие в ПВТ, получая приличные доходы, заработную плату по сравнению со средней зарплатой в Беларуси, предпочли большие деньги и выполняли команды заграничных своих хозяев. Чаще всего заокеанских. Мы анализировали эту ситуацию с этих позиций и пришли к такому выводу. Поэтому скидку надо делать на то, что все-таки ими управляли. А поскольку это молодые в основном люди, да и руководство ПВТ спустя рукава там работало — не знали своих людей и не противодействовали вовремя всем этим негативным тенденциям — мы получили то, что получили», — сказал он.
Он добавил, что IT в стране развивается не только в Парке.
«Мы имеем благодаря в том числе и работе парка на каждом предприятии свой парк высоких технологий. Начиная от Академии наук и заканчивая МАЗом, БелАЗом и другими предприятиями. Я сначала тоже не поверил, что на каждом предприятии у нас есть очень сильные айтишники, которые не просто на заокеанского дядю работают, а создают конечный продукт. Как мы боролись за продуктовые компании. Пожалуйста, они созданы. И когда мы проверили, к примеру, БелАЗ — а там целый корпус четырех- или пятиэтажный — сидят ребята, которые работают на БелАЗ, программное обеспечение создают и готовый продукт», — сказал он.
Лукашенко отметил, что в стране есть перекос в сторону подготовки IT-специалистов.
«У меня уже беспокойство вызывает, что у нас, наверное, чрезмерный перекос этой IT-сферы и подготовки специалистов в этом плане. Но ничего. Это вопрос регулируемый. Не будет спроса — не будет и подготовки. А раз есть спрос, значит, готовятся люди. Молодые люди хотят работать айтишниками», — сказал он.
Однако парк является «фишкой страны».
«Поэтому с какой стороны ни посмотри, все-таки ПВТ — это такая фишка нашей независимости, молодого государства была. Он должен существовать. Как он должен работать, какая ситуация там складывается — я хотел бы объективно услышать эту информацию», — сказал он.
Луашенко предложил обсудить результаты выполнения указа о создании органа госуправления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации.
«Надо обсудить нам результаты данной работы. У нас существует наблюдательный совет в ПВТ. Как он работает? Насколько мы контролируем ситуацию в ПВТ, как дальше будем работать? Вы же понимаете, что я как человек, отвечающий за безопасность нашего государства и стабильность функционирования нашего общества, не могу допустить, чтобы у нас еще раз пошла волна от айтишников там, ипэшников и так далее. Еще раз хочу подчеркнуть, я это не скрываю: благодаря президенту появились такие отрасли в нашей экономике и в нашем обществе. Поэтому я за это и несу ответственность. Мы не должны видеть только положительное. Мы должны видеть и недостатки для того, чтобы вовремя реагировать», — сказал он.
В свою очередь Николай Снопков выразил благодарность Лукашенко за наличие ПВТ.
«То есть это серьезный вклад в экспорт и сальдо, что для нас важно очень. И этот взрывной рост в последние 5 лет — спасибо вам», — сказал Снопков.
По его словам, ПВТ сейчас способен на выполнение любых задач.
«Они реально наработали компетенцию, реально значимая структура, которая способна выполнять любые задачи на мировом пространстве. Не только и не столько в Беларуси, хотя вы совершенно справедливо отметили, что они также являлись не то чтобы фундаментом, но по крайней мере драйвером, триггером того, что у нас соответствующие компетенции развивались в промышленности, в реальном секторе экономики, и не только в Министерстве промышленности, но и везде», — добавил он.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: