Суд Ленинского района Минска 26 августа осудил целую семью за участие в акциях протеста в 2020 году. Судья Юлия Инчина приговорила по ч. 1 ст. 342 Уголовного кодекса («Участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок») мужа и жену Елену и Андрея Бармутов, его сестру Ольгу Рахубу к трём годам «домашней химии» каждого. Доказательствами вины стали пересылка друг другу фото с Маршей и переписка про это в Viber. До суда все находились на свободе под залогом, сообщает правозащитный центр «Вясна».
Согласно версии обвинения, Елена и Андрей Бармуты, его сестра Ольга Рахуба, «действуя совместно между собой и с иными лицами, во исполнение публичных призывов к активному участию в групповых действиях, преследующих своей истинной целью заранее спланированное совершение действий, грубо нарушающих общественный порядок, сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, влекущих нарушение работы транспорта, размещенных в глобальной компьютерной сети интернет на различных интернет-ресурсах, будучи достоверно осведомленными из различных источников о планируемом проведении на территории Минска массовых мероприятий без подачи заявлений об их проведении с целью публичного выражения незаконными способами своих общественно-политических взглядов и протеста, ведения деструктивной деятельности, направленной, в том числе, на обострение напряженности в обществе приняли активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок».
Мужа и жену Бармутов обвинили в том, что они «осуществили блокирование движения транспорта посредством выхода совместно между собой и с иными лицами на полосы движения проезжей части, отказывались ее покинуть, в результате чего вышеуказанные действия повлекли нарушение работы транспорта, выразившееся в остановке транспорта на территории Минска» на трёх Маршах, а сестру Андрея Бармуты Ольгу Рахубу — в двух.
Андрей Бармута вину признал частично и сказал, что «не знал, что массовые мероприятия, в участии в которых его обвиняют, являются несанкционированными». На суде он рассказал, что на Марши попадал случайно, на одном из них и встретил свою сестру. По словам Андрея, на проезжую часть выходили, поскольку на тротуарах было большое скопление людей, сотрудников милиции он не видел там. Символики при себе не имели, лозунги не выкрикивали, не совершали громкие хлопки. Думал, что движение транспорта намеренно было остановлено.
Признала вину частично и Елена Бармута. Похожие показания с мужем дала на суде и она. Ольга Рахуба, работающая редакторкой, вину признала тоже частично. Рассказала, что знала о «проведении несанкционированных массовых мероприятий» и «ввиду профессионального интереса» приехала к месту проведения Марша.
Фотографиям на их телефонах, которые в последствии легли в основу обвинения, обвиняемые не уделяли сильного внимания. Кроме этого, доказательством вины трёх обвиняемых стали пересылка друг другу фото с Марша и переписка в Viber с их обсуждениями.
Гособвинитель в интересах КТУП «Минсктранс» заявил иск о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, в солидарном порядке с обвиняемых в размере 28 340 рублей 31 копейку.
До суда обвиняемые находились на свободе под залогом в суммах 32 000 и 64 000 (больше за 12 600 и 25 300 долларов) – после вступления приговора в силу деньги вернут залогодателям. Известно, что у Бармутов Елены и Андрея есть двое детей: малолетний и несовершеннолетний. Также дети есть и у Ольги Рахубы.
В итоге судья Инчина назначила Елене и Андрею Бармутам, его сестре Ольге Рахубе ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа на срок три года.