6 лет колонии — за антивоенный репост и за нападение с ножом. Сравниваем, как в Беларуси наказывают за «политику» и насильственные преступления

Ровно два месяца назад, 1 июля, в городе Кировск Могилевской области прошел резонансный суд — 20-летней студентке-отличнице Дануте Передне дали шесть с половиной лет колонии общего режима за репост антивоенного сообщения. Пока это самый жестокий приговор за репост в Беларуси. Мы собрали преступления (настоящие), за которые беларусские суды наказывают примерно такими же сроками.

Кто такая Данута Передня и за что ее осудили

Данута Передня родом из райцентра Кировск в Могилевской области. Девушка училась в Могилевском государственном университете на филолога. По словам знакомых, она была одной из лучших студенток в группе. Ее описывают как «спокойную, ответственную, может, немного застенчивую». Она встречалась с парнем из Львова.

В январе Дануте исполнилось 20 лет, а в феврале Россия вторглась в Украину. Российские войска использовали для атаки в том числе территорию Беларуси. 27 февраля, на третий день войны, Данута переслала в один из чатов Могилева пост против российской агрессии. Что именно в нем было написано, неизвестно. Правозащитники описали его содержание так: «Текст, в котором в резкой форме критиковались действия Владимира Путина и Александра Лукашенко по развязыванию войны в Украине». Также в тексте, по их данным, «содержался призыв к уличным выступлениям и констатировалось отсутствие перспектив у беларусской армии в случае её прямого вступления в войну».

Уже на следующий день после репоста, 28 февраля, Дануту задержали. Ее обвинили в оскорблении Александра Лукашенко и действиях, направленных на причинение вреда национальным интересам Беларуси. После задержания Дануту отчислили из университета — по информации правозащитников, якобы за систематические пропуски. КГБ внес девушку в число «лиц, причастных к террористической деятельности» — и она стала самой молодой участницей этого списка.

Приговор Дануте вынесли 1 июля. Суд был открытым, но на нем никого не было — так захотела сама девушка. Как рассказал источник «Радыё Свабода», «ей было бы тяжело встретиться с близкими глазами, это боль и слезы, это добивает». По словам источника Deutsche Welle, семья Дануты тоже хотела, чтобы в зале суда никто не присутствовал. Туда «не пустили” даже педагога, которая пришла поддержать бывшую студентку.

Приговор — шесть с половиной лет колонии — стал для родных Дануты шоком, сказали Deutsche Welle знакомые семьи. Беларусский правозащитный центр «Вясна” признал девушку политзаключенной, а международная организация Amnesty International призвала освободить ее.

За какие еще преступления беларусские суды дают аналогичные сроки? Несколько примеров

  • В августе 2021 года в Зельве был осужден местный житель, поджигавший дома и машины людей, с которыми у него возникали конфликты. Ему назначили семь лет колонии усиленного режима.
  • В сентябре 2021-го к шести годам колонии усиленного режима приговорили жителя Кобрина, который за два дня трижды пытался угнать автомобили вместе с приятелем. В одной из машин осужденный напал на женщину-водителя. Он приставил к ее горлу нож, но она схватилась за лезвие и сломала его. Потерпевшая не получила серьезных травм.
  • В январе 2022-го семь лет лишения свободы назначили жительнице Барановичей, которая, будучи в нетрезвом виде, из ревности ударила партнера ножом в область сердца. Мужчина выжил благодаря вовремя оказанной медицинской помощи.
  • В июне семь лет усиленного режима получил житель Минска, который сильно избил сожительницу и угрожал ей топором. Следствие установило, что в момент совершения преступления мужчина был пьян.
  • В июле суд Браславского района назначил по шесть и семь лет колонии усиленного режима двум фигурантам дела о разбое. Подельники выпили, проникли в дом потерпевшего, нанесли ему не менее пяти ударов руками и ногами и не менее одного удара ножом, после чего забрали у него 174 рубля.
  • В июле жителя Гомеля признали виновным в половом сношении и развратных действиях по отношению к девушке младше 16 лет, а также в вовлечении ее в проституцию. Мужчина получил семь лет усиленного режима. Также его обязали заплатить 11 тысяч рублей компенсации и конфисковали у него телефон Nokia.

Как в Беларуси судят за репосты

Наказание за репосты в Беларуси стало обыденностью. Как рассказали в информационной службе правозащитного центра «Вясна”, «суды за репосты публикаций в СМИ, изображений, сообщений идут конвейерами, начиная с 2020 года”, но подсчитать их точное количество очень сложно. Вот лишь несколько примеров за последнее время.

  • 12 августа жителя Барановичей Александра Марушкевича осудили на два года «домашней химии» за репост иллюстрации Ким Чен Ына с усами и подписью «Кон Чен Ый”. Прокурор увидела в этой картинке Александра Лукашенко. Мужчину признали виновным в оскорблении президента.
  • 2 августа в Минске задержали архитектора и музыканта Александра Кухаренко. Ему назначили 10 суток ареста за репост видео ByPol про расследование убийства Романа Бондаренко, признав виновным в распространении экстремистских материалов.
  • 7 июля жителя Барановичей Игоря Фалейчика осудили на два года колонии по статье об оскорблении президента за репост ироничных видео с изображением Александра Лукашенко. Фалейчик поделился на своей странице в инстаграме Tik-Tok-роликами с кадрами из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию” и «Операция Ы”, где был изображен Лукашенко.
  • 1 августа активиста из Новополоцка Андрея Головырина в четвертый раз наказали 15 сутками за репост материала из «экстремистского” канала. Первые три протокола на него составили за подписку на такие каналы. В тюрьме Головырин уже больше двух месяцев. Во время первых «суток” он перенес гипертонический криз. А 15 августа на него составили пятый протокол.

О других делах за репосты можно почитать в обзоре правозащитной организации Human Constanta. По данным «Вясны”, только с января по май 2022 года за распространение «‎экстремистских материалов” из телеграм-каналов и СМИ осудили минимум 455 жителей Беларуси.

Чтобы обезопасить себя, правозащитница Human Constanta Наста Лойко рекомендует читать независимые медиа и телеграм-каналы, не подписываясь на них, а при желании поделиться чем-то — не пересылать ссылки, а копировать текст.

— Важно провести оценку рисков, кто ты, в каком ты месте находишься, и исходя из этого выбрать стратегию. Будучи в Беларуси, в первую очередь надо задуматься о собственной безопасности. Цель законодательства в стране сейчас — запугать так, чтобы рука не тянулась ни к чему «экстремистскому”.

Если у вас возникли проблемы из-за информации, которую власти Беларуси называют «экстремистской”, и вы считаете, что обращение к правозащитникам не ухудшит ваше положение, свяжитесь с ними, советует правовой аналитик Human Constanta Татьяна Зинякова.

— Правозащитникам нужно знать о том, что случается, потому что происходит много вопиющих, абсурдных дел. После обращений, в том числе в международные организации, момент, когда всё начнёт «улучшаться», вероятно, наступит немного скорее. Но личная безопасность превыше всего, — поясняет Зинякова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!