Беларусский дефолт. Тот, кого нельзя называть

Главное
Photo by Sridhar Chilimuri on Unsplash

Международное рейтинговое агентство Moody’s объявило Беларуси дефолт. Министерство финансов вердикт не признает. И все же ряд экспертов уверен – наша страна входит в состояние дефолта. Почему так важен кредитный рейтинг, и к каким последствиям может привести решение рейтинговых агентств о дефолте?

Вкратце суть истории такова: в конце июня 2022 года министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов заявил, что некоторые держатели беларусских облигаций не получили выплату по февральскому купону. Министр тогда пояснил, что в феврале средства для выплаты дохода были перечислены платежному агенту, но «дружественные инвесторы» не получили причитающиеся им средства. По мнению министра, дефолт должна признавать инфраструктура платежей, а не Беларусь, которая может обеспечить выплаты по госдолгу.

Дело в том, что некоторым держателям облигаций платежный агент, а в нашем случае это был Citibank, входящий в один из крупнейших международных финансовых конгломератов Citigroup Inc, не смог перечислить купонные платежи из-за введенных против нашей страны санкций.

В связи с этим Cовмин и Нацбанк приняли постановление, которое позволяет платить по еврооблигациям на счет в «Беларусбанке» в беларусских рублях. Предполагалось, что Citibank получит доступ к этому счету и будет сам решать вопросы перечисления средств с него держателям облигаций. В соответствии с новым порядком, то есть в рублевом эквиваленте, был проведен платеж по купону облигаций с погашением в 2027 году.

Из-за этого решения правительства в начале июля Citigroup и Citibank отказались работать с беларусскими еврооблигациями. Минфин остался без регистратора, финансового, платежного и трансфертного агента по этим ценным бумагам.

А 13 июля истек льготный период, в течение которого у Беларуси сохранялась возможность провести долларовую выплату. Она не была сделана, а рублевые выплаты в Moody’s посчитали дефолтом.

Министерство финансов Беларуси с такой трактовкой не согласилось, а сообщение рейтингового агентства Moody’s о дефолте по беларусским еврооблигациям там назвали провокацией, направленной на создание шоков и волнений вокруг ценных бумаг. В Минфине заявили, что ведомство расторгло отношения с рейтинговым агентством еще в 2018 году, поэтому любые его действия являются незапрошенными беларусской стороной.

И термин «дефолт» в Минфине употреблять избегают.

– Все должны понимать, что дефолт — это когда страна говорит, что не будет платить. У нас другая ситуация: мы просто не можем платить так, как прописано во всей документации, причем это исходит не от нас – пояснял ситуацию министр Юрий Селиверстов.

При этом надо отметить, что агентство Moody’s пока не производило рейтинговых действий в отношении Беларуси.

Почему так важны кредитные рейтинги? Дело в том, что потенциальные инвесторы, держатели гособлигаций не всегда способны оценить реальный риск работы с тем или иным государством. Например, риски приобретения выпущенных им ценных бумаг. Рейтинги отражают способность вернуть взятые кредиты. Беларусь – небольшая страна, и многие кредиторы, инвесторы не обладают достаточным количеством информации о процессах, идущих в ее экономике. Для оценки рисков и существуют кредитные рейтинги. Чем выше рейтинг – тем выше уровень доверия к государству и его ценным бумагам. Высокий рейтинг минимизирует вероятность потерять свои средства. Низкий рейтинг, наоборот, делает покупку ценных бумаг крайне рискованным вложением.

Кредитные рейтинги могут присваиваться стране, компаниям, промышленным предприятиям и другим организациям. Кредитные рейтинги определяют рейтинговые агентства. Крупнейшими и самыми авторитетными считаются те, кто входит в так называемую «большую тройку»: Fitch Ratings, Standard & Poors и Moody’s. Эти организации дорожат своей репутацией – при составлении рейтинга им необходимо провести тщательный анализ всех факторов, иначе они рискуют потерять надежных клиентов.

После того, как свет увидело постановление Совета министров и Национального банка Беларуси о платежах по еврооблигациям в беларусских рублях вместо долларов США, международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг Беларуси в иностранной валюте с уровня ССС до преддефолтного С. «Если платежи по еврооблигациям с первоначальными условиями не будут произведены к концу льготного периода, 13 июля, Fitch будет считать это дефолтом», — говорилось в сообщении агентства.

Расчеты в долларах США к указанному сроку произведены не были. Что и дало основание рейтинговым агентствам почитать нарушение Беларусью своих обязательств дефолтом.

Старший научный сотрудник BEROC, экономист Лев Львовский отмечает правоту рейтинговых агентств.

Беларусь входит в состояние дефолта. Международные агентства правы, поскольку еврооблигации выпускаются на определенных условиях, и изменить эти условия в период, пока сделка активна, нельзя. Поэтому выплаты не в тот банк, или не в той валюте, или не вовремя, автоматически приводят страну в состояние дефолта, – полагает эксперт.

Чем чреват дефолт для Беларуси? Лев Львовский полагает, что ничего экстраординарного не произойдет. Да, высока вероятность отказа международных кредиторов предоставлять средства заемщику, допустившему дефолт. Однако, как отмечает экономист, Беларуси и так в долг не дает никто, кроме России.

Львовский допускает, что держателями части облигаций могут быть беларусские лица, например, коммерческие банки. И дефолт по облигациям негативно отразится на состоянии их активов. Но информация о держателях облигаций закрыта, поэтому невозможно оценить, насколько серьезно это скажется на их активах.

Юрий Селиверстов, рассказывая о проблемах с выплатой купона, прямо заявил, что в министерство «поступают многочисленные обращения инвесторов, которые купили наши облигации о том, что до них не доходят платежи». Такое прямое обращение к эмитенту, а не к международным посредникам, может свидетельствовать о том, что держателям облигаций гораздо проще обратиться напрямую в Минфин. Что, в свою очередь, может указывать на беларусскую и российскую принадлежность инвесторов. Всего же «дружественных инвесторов», по оценке Селиверстова, порядка 40%.

Вторичным эффектом дефолта по гособлигациям Львовский называет влияние на кредитные рейтинги беларусских компаний. Как правило, суверенный рейтинг определяет рейтинговый потолок для компаний. Кроме того, суверенный рейтинг может включаться в условия договоров между коммерческими банками или при крупных сделках. Такие контракты могут быть поставлены под сомнение. Также для беларусских заёмщиков может вырасти стоимость привлечения средств. Дефолт также в состоянии спровоцировать отток зарубежного капитала из банков, так как право владельца на его отзыв в случае дефолта может быть прописано в условиях сделок.

Эксперт поясняет, что могут возникнуть и другие технические проблемы. Например, при экспортно-импортных сделках, во взаимоотношениях между коммерческими банками, которые находятся в различных юрисдикциях и тоже часто опираются на суверенный рейтинг. Может случиться так, что какой-нибудь условный кахастанский банк не сможет дать в долг беларусскому банку из-за того, что Беларусь находится в состоянии дефолта.

Дефолт также несет и долгосрочные последствия, с которыми уже может столкнуться будущее правительство страны. По словам Львовского, инвесторы в случае таких небольших рынков, как беларусский, часто ориентируются на формальные рейтинги. И даже если в будущем долг будет выплачиваться, последствия дефолта все равно будут влиять на рейтинги. А инвесторы не будут разбираться в том, когда, почему и при какой власти был объявлен дефолт.

Но есть в дефолте и некоторые бонусы для беларусского правительства, отмечает эксперт. Пропущенный сейчас платеж был сравнительно невелик, около 22 млн долларов. Но в начале 2023 года Беларусь должна была бы выплатить около 800 млн долларов долга по облигациям. А это уже внушительная сумма, особенно в условиях сложившегося в стране дефицита бюджета.

Держатели облигаций могут обратиться с исковыми заявлениями и попытаться добиться возмещения потерь от Беларуси в судебном порядка. Однако, по словам Львовского, такие разбирательства занимают немало времени. И, кроме того, у Беларуси не так много собственности за рубежом, за счет которой могло бы идти такое возмещение.

Можно ли «отмотать» дефолт обратно? Если дефолт объявлен, выплачивать что-то дальше уже не имеет смысла, поясняет Лев Львовский. Эксперт отмечает, что если беларусский Минфин сейчас опомнится и станет договариваться с кредиторами и с Citibank, то вероятность разрешить конфликт еще есть. Но оснований полагать, что чиновники Минфина захотят этим заниматься, экономист не видит.

Кажется, они для себя решили, что не будут называть это «дефолтом», а что думает мир вокруг, им уже не очень важно – считает Лев Львовский.

Беларусь повторяет российский путь. В ночь на 27 июня истек льготный период для выплаты купонного дохода по российским гособлигациям. Россия тоже заявляла о готовности погасить долларовые долги в рублях, что нарушало условия продажи ее облигаций. Рейтинговые агентства тоже тогда пришли к выводу, что Россия допустила дефолт, не расплатившись по внешним обязательствам. Власти РФ назвали дефолт «искусственным». Но важен результат. Как отмечает старший аналитик по суверенным рынкам развивающихся стран компании BlueBay Asset Management Тим Эш, на рынке долговые обязательства России торгуются так, как будто дефолт в России произошел. Российские суверенные еврооблигации с более длительным сроком погашения, которые перед вторжением приносили около 130 центов за доллар, сейчас торгуются на уровне 25 центов. То есть рынок убежден, что Россия находится в состоянии дефолта. А это и есть самый важный итог. Не произнося слова «дефолт» вслух, невозможно избежать его последствий.

Конечно, объявленный рейтинговыми агентствами дефолт вовсе не означает неплатежеспособность и несостоятельность Беларуси. Деньги в казне пока еще есть. Но «зловещее» слово уже прозвучало. Санкции, статус соагрессора, продолжающиеся политические репрессии сужают пространство возможностей и в политике, и в экономике. А значит, дефолт технический вполне может стать предвестником других, более глобальных дефолтов.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: