Экономический спад в Беларуси ускоряется под влиянием западных санкций. Об этом говорится в новом маркоэкономическом обзоре Евразийского банка развития.
«Экономический спад углубляется под воздействием ограничений со стороны западных стран. Инфляционное давление остается повышенным. Профицит банковской ликвидности нарастает, формируя предпосылки к снижению процентных ставок по кредитам и депозитам», — охарактеризовали аналитики ЕАБР ситуацию в беларусской экономике.
В обзоре отмечается, что падение ВВП Беларуси в мае ускорилось до 8,8% в годовом выражении. В апреле валовой внутренний продукт страны сократился на 6,5%.
«Действие санкций и разрывы производственно-логистических цепей привели к снижению производства в обрабатывающей промышленности (на 11,8% г/г в мае), оптовой торговли (на 25,4% г/г), грузооборота транспорта (на 33,6% г/г)», — говорится в обзоре.
Поддержку ВВП продолжает оказывать только IT-сектор. Все остальные отрасли демонстрируют падение. Также замедлению спада весной способствовало наращивание складских запасов.
В ЕАБР считают, что экономическая активность в Беларуси в ближайшие месяцы продолжит сокращаться из-за слабости потребительского и инвестиционного спроса, а также уменьшения экспортных поставок. При этом банк сохранил базовый прогноз падения беларусского ВВП на 2022 год. Он сократится на 6,5%.
В результате санкций беларусский экспорт может потерять до 10 млрд долларов. При этом также наблюдается сокращение импорта, что обеспечит профицит внешней торговли.
Инфляционное давление в стране сохранится. Хотя спрос и будет оказывать дезинфляционное влияние. ЕАБР прогнозирует, что на конец года инфляция в Беларуси может составить 18% в годовом выражении.
В январе-мае республиканский бюджет был исполнен с дефицитом в 1% ВВП. При этом в течение года дефицит может вырасти до 2-3% ВВП.
Аналитики ЕАБР также обращают внимание на то, что на фоне сокращения экономик России и Беларуси ВВП в других странах операций банка растет. В Казахстане он вырос на 4,6%, в Кыргызстане — на 5,7%, а в Армении — на 10,2%.
Укрепление российского рубля в обзоре связывается со сжатием внутренней деловой активности, вынужденным отказом от бюджетного правила и валютными ограничениями. Россия также сталкивается с падением импорта. Он уменьшился с начала года на 40%.
ЕАБР также обращает внимание на раскорреляцию динамики национальных валют, связанную с укреплением российского рубля. Так, тенге снизился к российской валюте с начала года на 30%, кыргызстанский сом — на 14%, беларусский рубль — на 40%, а армянский драм — на 20%.
«Все это может нести в себе значительные и неоднозначные последствия для экономик, которым еще предстоит проявиться. Ослабление к рублю может привести к снижению объема импорта товаров из России и стать дополнительным проинфляционным фактором. С другой стороны, товары, поставляемые в Россию из этих стран, станут более конкурентоспособными по цене, что окажет поддержку промышленным и сельскохозяйственным экспортерам. Это особенно актуально для Беларуси. А в случае с Кыргызстаном и Арменией – это и увеличение объемов денежных переводов трудовых мигрантов в национальной валюте, что может дополнительно поддержать потребительский спрос», — говорится в обзоре.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: