За кордон или в подполье. Как «проредить» насыщенную культурную жизнь

Комментарий
Photo by Anika Huizinga on Unsplash

Культурная жизнь Беларуси в постковидный период становится более насыщенной. Так считает заместитель премьер-министра Игорь Петришенко. Проредить эту «насыщенность» призван реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий, который создается в Беларуси в соответствии с постановлением Совета Министров № 401 от 22 июня 2022 года. Документ представляет собой отличный способ окончательно избавиться от выступлений «неблагонадежных», с точки зрения государства, деятелей культуры.

«С удовлетворением хочу отметить возобновляющийся постковидный рост посещаемости учреждений культуры, увеличение количества и качества организуемых мероприятий», – сказал Игорь Петришенко, выступая перед депутатами на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики.

В пример чиновник привел такие «жемчужины фестивальной жизни Беларуси», как «Славянский базар в Витебске» и республиканский праздник «Купалье», он же «Александрия приглашает друзей».

О вкусах, говорят, не спорят, поэтому качество этих фестивалей оставим за скобками. Кому что нравится. Но параллельно власть всерьез намерена усложнить жизнь тем деятелям культуры, которые не поддерживают действующий режим. И поэтому попали в категорию «неблагонадежных».

Борьбу с инакомыслием в культуре власти ведут давно. Еще в марте 2011 года в Сети появились списки запрещенных в Беларуси музыкантов и деятелей культуры. Списки эти, якобы, получили главные редакторы государственных СМИ и FM-станций. Туда попали такие группы и исполнители, как «Ляпис Трубецкой», «Палац», «Крама», «N.R.M.», «Нейро Дюбель», «Крамбамбуля», «Нака», Змитер Войтюшкевич. Фигурировали в списках драматург Андрей Курейчик, коллектив «Свободного театра» во главе с Николаем Халезиным и Натальей Колядой, писательница Ольга Ипатова, народная артистка Беларуси Зинаида Бондаренко, члены Рады беларусской интеллигенции, поэты Геннадий Буравкин, Сергей Законников, Анатолий Вертинский, художники Микола Купава, Алексей Марочкин, драматург Владимир Халип, режиссеры Юрий Хащеватский и Владимир Колос.

Официально эти списки никогда не публиковались. Более того, Министерство культуры Беларуси утверждало, что не формировало перечня тех, кому запрещено выступить в стране, кого нельзя приглашать в эфиры и крутить композиции на радио. Однако на деле многие из перечисленных музыкантов действительно столкнулись с проблемами. Площадки для выступлений де-факто оказались закрыты для них. А их произведения практически исчезли из эфира.

В опале оказались не только беларусские коллективы. Под запрет попали и некоторые российские группы – «ДДТ», «Наив» и «БИ-2».

В 2004 году под запретом оказалась группа «Крама», рассказывал ее лидер Игорь Ворошкевич. Причем, по словам музыканта, за концерт, на который группу не даже приглашали. Но почему-то впоследствии запретили вместе с другими его участниками. Речь идет о концерте во время митинга «Нет третьему сроку!», который должен был пройти перед референдумом о снятии ограничений по срокам для президента.

К концу 2010-х годов ситуация несколько успокоилась, и многие музыканты получили возможность снова выступать и появляться в эфире. В стране возникли новые культурные площадки, которые проводили мероприятия с их участием. Власть не помогала, но и не мешала.

Все изменилось после протестов. Но и тут поначалу все делалось исподтишка. В мае 2021 года в Гродненской области отменили три концерта группы J:Морс. Как рассказывал ее лидер Владимир Пугач, на нескольких площадках возникли «технические причины», на одной — «вспышка коронавируса».

Официального запрета по-прежнему не было, но повод отказать, не дать помещение, отменить мероприятие всегда можно найти.

«Мы подавали заявку на несколько концертов, но получили отказ», — рассказывал DW музыкант Лявон Вольский. «Если возвращаются «черные списки», то они возвращаются повсюду. А так-то они существуют очень давно, еще в 2010-2011 годах была жесткая инструкция, чью музыку не ставить и кого не приглашать в эфир», — говорил он.

В августе 2021 года в провластных телеграм-каналах стали распространять список из более чем 350 фамилий бывших работников культуры и спорта, названий творческих коллективов. Авторы постов призывают организации не сотрудничать с ними, называя их «предателями». Многие из тех, кто поддержал протесты, выступал против насилия, снова оказались под негласным запретом. А некоторые и вовсе были вынуждены покинуть Беларусь.

Теперь же власть, очевидно, окончательно решила разобраться с неугодными ей деятелями культуры. В Беларуси создается реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий.

В него должны быть включены индивидуальные предприниматели, юридические лица, за исключением госорганов, госорганизаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций находится в собственности государства, иностранные или международные организации.

При этом организация и проведение культурно-зрелищных мероприятий не включенными в реестр организаторами не допускаются.

Для включения в реестр нужно будет представить ряд документов, которые рассмотрит Республиканская экспертная комиссия по формированию и ведению реестра при Министерстве культуры. В ее состав войдут представители министерства, иных госорганов, работники организаций культуры. Персональный состав комиссии, естественно, тоже определяет Минкульт. То есть чиновники и будут решать, кто достоин включения в реестр, а кто нет.

Понемногу возвращаемся во времена СССР, когда специально обученный товарищ-цензор утверждал репертуар всех без исключения исполнителей. Это называлось «залитовать». «Незалитованные» композиции, стихи было нельзя исполнять публично. Нельзя было напечатать, если речь идет о пьесе или рассказе. А если цензор находил хоть что-то, идущее, по его мнению, вразрез с линией партии, произведение попросту запрещалось.

Вот такие новоявленные цензоры и будут оценивать художественный уровень культурно-зрелищных мероприятий, проведенных организатором. А также наличие или отсутствие отмен мероприятий без уважительной причины, факты проведения мероприятий с нарушением требований Кодекса о культуре, иных актов законодательства, факты нарушения сроков выплаты юрлицам и гражданам денежной компенсации стоимости входного билета, ее невыплаты либо выплаты в неполном размере.

С выплатами ладно, но если художественный уровень проведенных культурно-зрелищных мероприятий чиновники посчитают недостаточно высоким, это станет основанием для отказа во включении в реестр.

Повлияет на решение экспертной комиссии и наличие у организатора судимости или факта привлечения к административной ответственности. И речь тут идет не об экономических статьях. В постановлении Совета Министров «О реестре организаторов культурно-зрелищных мероприятий» содержится полный перечень статей УК и Кодекса об административных правонарушениях.

Например, статья 123 УК касается пропаганды войны, статья 130 – разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни. Статья 293 – это про организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти или участие в них. Статья 357 – заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти. Статья 361 касается призывов к мерам ограничительного характера (санкциям) и иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь. Статьи 367-369 – клевета в отношении президента, оскорбление президента, оскорбление представителя власти и дискредитация Республики Беларусь. Статья 370 – надругательство над государственными символами.

Можно продолжить. Теперь об административных правонарушениях. Статья 19.11 – распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность. Статья 24.22 – распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство президента. Статья 24.23 – нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

В общем, никто из организаторов мероприятий, на которых есть хоть малейший компромат после событий 2020 года, через сито не пройдет. А если кто и просочится – то из реестра можно исключить. По тем же вышеперечисленным статьям. В крайнем случае, и просто в связи с «низким художественным уровнем».

Конечно, организаторы, включенные в реестр, сто раз подумают перед тем, как пригласить на свое мероприятие кого-либо из «черного списка». Мало ли кого из деятелей культуры власти сочтут экстремистом. А организатор, как окажется, способствовал распространению. И прощай, заветный реестр. И бизнес. Тут уже у организатора сработает механизм самосохранения – лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть.

Такое совместное бдение Минкульта и привязанных теперь к нему организаторов обязательно проредит насыщенную, по мнению Игоря Петришенко, культурную жизнь Беларуси. Останутся лишь «Славянский базар» и «Александрия приглашает друзей». Остальные – не друзья. Поэтому вон со сцены. За кордон или в подполье.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: